01.11.2024
Управление
образованием Киселевского городского
Муниципального
бюджетного учреждения
«Средняя
общеобразовательная школа №28»
Программа внеурочной деятельности
общекультурной направленности
«УСПЕХ»
Базовый уровень (для учащихся 12-15 лет)
Возраст учащихся:
12-15 лет
Срок реализации:
170 часов
Разработчик:
Бурлова Александра Алексеевна
Учитель русского языка и литературы
Киселевский
городской округ
Содержание
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.3. Учебно-тематический план и содержание
программы
РАЗДЕЛ 2.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Театр – это не только развлечение, но и уникальная
возможность развивать воображение, креативность и эмпатию.
Для педагога важно “заразить” ученика стремлением к
сознанию прекрасного, раскрытию его творческого потенциала. Ученики
адаптируются к новым условиям, подстраиваются под определенные роли, что так
необходимо в социальной жизни в школе и вне её.
Данная программа направлена на развитие речи
обучающихся, их голоса, чувства ритма, пластики движений, способствует
подъему духовно-нравственной культуры и обеспечивает совершенствование процесса
развития и воспитания детей. Всё это реализуется при помощи потенциала
театральной педагогики. Программа разработана в соответствии нормативно-правовыми
документами:
1. Перечень поручений президента
Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета
Российской Федерации 25 августа 2021 года ПР-1808ГС.
2. Перечень поручений по итогам встречи
со школьниками во Всероссийском детском центре «Океан» 1 сентября 2021 года
Пр-1806.
3. Протокол заседания Совета
Министерства Просвещения Российской
4. Федерации по вопросам создания и
развития школьных театров в образовательных организациях субъектов Российской
Федерации № 1 от 24 марта 2022 года.
5. Письмо Минпросвещения России «О
формировании Всероссийского перечня (реестра) школьных театров» от 6 мая 2022
г. № ДГ-1067/06.
6. Протокол расширенного совещания по
созданию и развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации от 27
декабря 2021 г. № К-31/06пр.
7. Приказ о Совете Министерства
просвещения Российской Федерации по вопросам создания и развития школьных
театров в образовательных организациях субъектов Российской Федерации по
вопросам создания и развития школьных театров в образовательных организациях
субъектов Российской Федерации от 17 февраля 2022 г.№ 83 .
8. План работы («дорожная карта») по
созданию и развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации на
2021-2024 годы.
9. План работы («дорожная карта») по
созданию и развитию школьных театров на 2022-2024 годы в Кемеровской
области-Кузбасс
10. П р и к а з № 510 от «08» июня
2022 г КГО «О создании и развитии школьных театров».
11. Устав муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения Киселёвского городского округа «Средняя общеобразовательная
школа №28»
Актуальность программы. Программа «Школьный театр» позволяет
на практике познакомиться с основными принципами, на которые опирается
современное актерское дело. Воспитываются нравственные и духовные нормы
российского народа, эстетический вкус, наблюдательность, эмпатия, уверенность в
своих силах, уважение к труду. Эти качества необходимы гражданину России,
пригодятся в любой профессии, и в жизненных ситуациях. Обучающимся будет
полезно умение убеждать, быть интересным собеседником.
Отличительными особенности программы, является практическая
направленность. Актерская профессия предполагает использование самого себя,
своей природы, своего тела и эмоций, поэтому 90% времени занятий уделяется
тренировке практических навыков. Учащийся может попробовать себя как в сольном
выступлении, так в групповой работе.
Педагогическая целесообразность программы. Программа курса внеурочной
деятельности «Успех» обеспечивает удовлетворение индивидуальных
потребностей школьников в художественно-эстетическом развитии. Занятия в
школьном театре помогут ребенку сформировать основы, необходимые для его
комфортного существования: усидчивость волевой интеллект, нацеленность на
результат.
Возрастные особенности учащихся 12-15 лет.
Подростковый возраст очень важен, поскольку новообразованием именно этого
периода является личностное самоопределение – умение подростка сделать выбор и
нести за него ответственность. Главная задача взрослых – способствовать
становлению зрелой самостоятельности. В самостоятельно выполняемые действия
должны равномерно включаться как права, так и обязанности подростка, это
поможет во многом избежать конфликтов между взрослыми и подростками, а также
будет способствовать становлению зрелой самостоятельности. Ведущими
деятельностями в этом возрасте являются общение и общественно полезная
деятельность, поэтому подросткам важно участвовать в делах, в которых у них есть
возможность самореализации и общения. Данным требованиям отвечает театральное
искусство.
Объем и срок
освоения программы. Программа «Успех» рассчитана на 1 год. Общее количество часов в год: 170
часа по 5 часов в неделю.
Особенности организации внеурочной деятельности по
программе «Успех»
Обязательным
условием реализации программы является коллективная импровизация. Занятия по
истории театра проводятся в форме лекций, бесед, викторин, конкурсов, диспутов,
дискуссий с использованием мультимедийных технических средств. Имеет место как
параллельное, так и интегрированное изучение. Занятия строятся на основе
развивающих методик и представляют собой систему творческих упражнений,
тренингов, зарисовок, этюдов, игр, направляемых на развитие способностей детей.
Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих активного
поиска в занимательной и интересной форме.
Формы работы
·игра
·беседа
·мастерская костюма, декораций
·инсценирование прочитанного
произведения
·постановка спектакля
·посещение спектакля
·актёрский тренинг
·экскурсия
·выступление
Педагогические принципы и методика содержания
программы. Занятия по
театральной деятельности строится по принципу междисциплинарной связи.
Отбор и распределение упражнений выстраивать по принципу «от простого к
сложному». Каждое конкретное занятие является звеном общей системы обучения.
Содержание курса внеурочной деятельности по актёрскому мастерству и сценической
речи строится на основе методики воспитания и обучения Вахтанговской
школы.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Обогащение театрального опыта учащихся театра «Успех»,
дальнейшее развитие их творческих умений, удовлетворение в самовыражении
посредством участия в школьных мероприятиях, конкурсах и фестивалях различного
уровня.
Задачи программы:
Обучающие:
- ознакомить учащихся с историей
театра;
- обучить умению
сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля
внимания помехи извне;
- научить учащихся методике
работы с поэтическим, драматическим и прозаическим текстами;
- обучить учащихся играть
полноценный спектакль в коллективе.
Воспитательные:
- формировать партнерские
отношения в группе, взаимное уважение, взаимопонимания;
- воспитывать самодисциплину,
умение организовывать себя и свое время;
- Воспитание
коммуникативных способностей, умения общаться, умения взаимодействовать,
умения доводить дело до конца и т.д.
Развивающие
- совершенствовать артистические
навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их
исполнительские умения;
- развивать элементы сценического
самочувствия;
- развивать голосовые возможности
каждого ребенка путем тренинговых упражнений;
- развивать
творческого мышления, воображения, памяти
1.3. Учебно-тематический план и содержание программы
Учебно-тематический
план
№ |
Наименование раздела (темы) |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
Раздел 1. Введение (2ч). |
2 |
0,5 |
1,5 |
Правила поведения Инструктаж |
|
1.1 |
Введение в программу. Правила
техники безопасности при работе на сцене |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
1.2 |
Выявление у детей творческих
данных, способностей в области актерского мастерства, сценической речи |
1 |
- |
1 |
Анкетирование |
Раздел 2. История театра (4ч) |
4 |
1 |
3 |
Викторина |
|
2.1 |
Театр Древней Греции. |
1 |
- |
1 |
|
2.2 |
Русский народный театр |
1 |
- |
1 |
|
2.3 |
Театральные жанры |
2 |
1 |
1 |
|
Раздел 3. Сценическая речь |
57 |
10 |
47 |
Наблюдение |
|
3.1 |
Дыхание и его тренировка |
4 |
1 |
3 |
|
3.2 |
Работа над голосом |
3 |
1 |
2 |
|
3.3 |
Игры и упражнения на развитие дыхания и свободы
речевого аппарата |
6 |
1 |
5 |
|
3.4 |
Развитие речи через правильное, четкое, громкое
произношение звуков. |
6 |
2 |
4 |
|
3.5 |
Проблемные звуки |
6 |
- |
6 |
|
3.6 |
Речь в движении |
6 |
1 |
5 |
|
3.7 |
Глоточные и артикуляционные упражнения |
4 |
1 |
3 |
|
3.8 |
Интонационная выразительность речи |
9 |
2 |
7 |
Самостоятельная работа |
3.9 |
Скороговорки, чистоговорки, потешки, прибаутки,
считалочки, докучные сказки, небылицы, дразнилки |
9 |
2 |
7 |
Опрос |
3.10 |
Рифмы, буриме |
4 |
- |
4 |
Взаимоконтроль |
Раздел 4. Актер и его роли |
61 |
8 |
53 |
Наблюдение |
|
4.1 |
Наблюдательность |
6 |
1 |
5 |
|
4.2 |
Создание сценического образа через воплощение |
8 |
1 |
7 |
Самостоятельная работа |
4.3 |
Работа над ролью в сценке, миниатюре, отрывке |
10 |
1 |
9 |
Наблюдение |
4.4 |
Оценка факта |
6 |
1 |
5 |
|
4.5 |
Освобождение мышц |
6 |
- |
6 |
|
4.6 |
Логика действия и предлагаемые обстоятельства |
8 |
1 |
7 |
|
4.7 |
Этюд как основное средство воспитания актера |
17 |
3 |
14 |
|
26 |
7 |
19 |
Проверочная работа |
||
5.1 |
Построение композиций |
10 |
2 |
8 |
|
5.2 |
Мизансцена в спектакле, сценке, миниатюре |
12 |
2 |
10 |
Наблюдение |
5.3 |
Специфика работы перед зрителем |
2 |
1 |
1 |
Опрос |
5.4 |
Анализ работы учащихся своей игры и игры товарищей в
этюдах, эпизодах. |
2 |
2 |
- |
Взаимоконтроль |
Раздел 6. Создание нашего театра |
18 |
2 |
16 |
Презентация эскизов, реквизита и
декораций к спектаклю |
|
6.1 |
Выбор
литературного материала |
1 |
1 |
|
|
6.2 |
Эскиз идеи
постановки, рождение образа спектакля |
3 |
1 |
2 |
|
6.3 |
Изготовление
реквизита и декораций к спектаклю |
4 |
- |
4 |
|
6.4 |
Работа над спектаклем |
10 |
- |
10 |
|
Итоговое
занятие «Отчётный
спектакль» (2ч) |
2 |
- |
2 |
Показ спектакля |
|
ИТОГО: |
170 |
29,5 |
140,5 |
|
Содержание программы
Раздел 1.
Вводное занятие. «Введение в программу. Правила техники безопасности при
работе на сцене» – 1 часа.
1.1.
Введение в программу. Правила техники безопасности при работе на сцене.
Теоретическая часть. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий, правилами
поведения на занятиях, формой одежды и программой. Знакомство с творческой
дисциплиной. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время посещения
спектаклей, поездок в транспорте. Знакомство с правилами противопожарной
безопасности.
Практическая часть. Игра на знакомство. Заполнение
анкеты участника театральной студии. Разработка Устава коллектива.
Форма
контроля: Правила
поведения, инструктаж, анкетирование.
1.2. Выявление
у детей творческих данных, способностей в области актерского мастерства,
сценической речи
Практическая часть. Особенности детского восприятия как
предпосылки художественного восприятия. Задатки художественного восприятия у
детей. Диагностика художественного восприятия у детей. Результаты
исследования.
Форма
контроля: Анкетирование.
Раздел 2.
История театра – 4 часа.
2.1. Театр
Древней Греции (1).
Теоретическая часть. Представления в честь Дионисия. Мифологические основы
представлений. Устройство древнегреческого театра. Маски древнегреческого
театра. Драматургия Древней Греции. Основные жанры. Презентация «Театр Древней
Греции».
Форма
контроля: Викторина.
2.2. Русский
народный театр (1).
Теоретическая часть. Народные обряды и игры. Скоморошество. Народная
драма. Церковный, школьный театр. Создание профессионального театра.
Презентация «Русский народный театр». Театральные термины: Скоморохи.
Форма
контроля: Викторина.
2.3.
Театральные жанры (2).
Теоретическая часть. Жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама,
трагедия. Мастерство выразительно и доходчиво изложить мысль. Учащийся должен
владеть правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.п. Методика обучения включает разнообразные упражнения на
дикцию. Основы актёрского мастерства: дикция, интонация, темп речи,
рифма, ритм. Искусство декламации, импровизации, диалог, монолог, таинственные
превращения, упражнения и игры на внимание.
Практическая часть. Чтение пьес Е.Л. Шварца (“Дракон”, “Обыкновенное
чудо”, “Тень”).
Форма
контроля: Викторина.
Раздел 3.
Сценическая речь – 57 часов.
3.1. Дыхание
и его тренировка (4).
Теоретическая часть. Дыхание. Структура голоса. Характеристики голоса.
Высота тона. Громкость. Слышимость, Тембр. Экспрессия. Тон. Гнусавость.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие правильного дыхания.
Форма
контроля: контрольное
упражнение, практическое задание, педагогическое наблюдение.
3.2. Работа
над голосом (2).
Теоретическая часть. Забота о голосе. Этапы работы над голосом.
Резонаторные системы: верхняя и нижняя. Техника вибрационного массажа.
Практическая часть. Упражнения на расслабление мышц. Вибрационный массаж.
Упражнения на пробуждение резонаторов.
Форма
контроля: контрольное
упражнение, практическое задание, педагогическое наблюдение.
3.3. Игры и
упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата (6).
Теоретическая часть. Дикция – непременное условие хорошей речи. Работа
органов ротовой полости.
Практическая часть. Упражнения для тренировки органов артикуляции.
Упражнения для формирования отчетливой и четкой дикции, тренировки дыхания и
голоса.
Форма
контроля: контрольное
упражнение, практическое задание, педагогическое наблюдение.
3.4.
Развитие речи через правильное, четкое, громкое произношение звуков. (6).
Теоретическая часть. Образцовые правила русского литературного
произношения. Сценическое произношение и его особенности.
Практическая часть. Тренировка произношения гласных звуков. Работа с
таблицей гласных И-Э-А-О-У-Ы. (Упражнения на произношение глухих и звонких
согласных).
Форма
контроля: контрольное
упражнение, практическое задание, педагогическое наблюдение.
3.5.
Проблемные звуки (6).
Практическая часть. Выявление проблемных звуков. Артикуляционные
упражнения. Постановка звука. Работа по закреплению поставленного звука и
введению его в активное употребление. Дифференциация звуков. Проблемный звук в
зале. Концертный звук.
Форма контроля: контрольное упражнение, практическое задание,
педагогическое наблюдение.
3.6. Речь в
движении (6).
Теоретическая часть. Связь речи с движениями и музыкальным ритмом.
Практическая часть. Упражнение с использованием движений. Упражнения на координацию
речи с движениями. Двигательно – речевые миниатюры.
Форма
контроля: контрольное
упражнение, практическое задание, педагогическое наблюдение.
3.7.
Глоточные и артикуляционные упражнения (6).
Теоретическая часть. Артикуляция. Упражнения. Артикуляционный аппарат.
Активная естественность или активная свобода.
Практическая часть. Комплекс массажа мягкого и твердого неба.
Артикуляционные упражнения (комплекс).
Форма
контроля: контрольное
упражнение, практическое задание, педагогическое наблюдение.
3.8.
Интонационная выразительность речи (6).
Теоретическая часть. Ритмическая организация высказывания. Темповая
организация высказывания. Интонационная выразительность речи.
Практическая часть. Регулирование темпа речи. Регулирование ритма речи.
Изменение высоты голоса. Изменение силы голоса. Выделение ударного слога в
слове. Упражнения на умение пользоваться логическим ударением. Упражнения на
развитие интонационной выразительности речи. Уровни развития интонационной
выразительности речи.
Форма
контроля: контрольное
упражнение, практическое задание, педагогическое наблюдение.
3.9.
Скороговорки, чистоговорки, потешки, прибаутки, считалочки, докучные сказки,
небылицы, дразнилки (6).
Теоретическая часть. Скороговорки, чистоговорки, потешки, прибаутки,
считалочки, докучные сказки, небылицы, дразнилки.
Практическая часть. Практическая работа с фольклорным материалом.
Форма
контроля: контрольное
упражнение, практическое задание, педагогическое наблюдение.
3.10. Рифмы,
буриме (6).
Теоретическая часть. ритм, рифма, стопа, буриме. Различия стихотворной и
прозаической речи.
Практическая часть. Составление буриме.
Форма
контроля: контрольное
упражнение, практическое задание, педагогическое наблюдение.
Раздел 4.
Актер и его роли – 61 часов.
4.1.
Наблюдательность (6).
Теоретическая часть. Наблюдение и наблюдательность. Понятие
наблюдательности Индивидуальные особенности наблюдательности.
Практическая часть. Система упражнений для развития наблюдательности.
4.2.
Создание сценического образа через воплощение (8).
Теоретическая часть. Сценический образ. Воплощение и перевоплощение
актера. Развитие обостренного ощущения тела как элемент развития телесного
аппарата воплощения.
Практическая часть. Телесный аппарат воплощения актера. Физический тренинг
актера.
4.3. Работа
над ролью в сценке, миниатюре, отрывке (10).
Теоретическая часть. Роль, сценка, миниатюра.
Практическая часть. Творческое фантазирование о роли. Разработка элементов
внешней характерности. Домашние этюды.
4.4. Оценка
факта (6).
Теоретическая часть. Сценическое отношение — путь к образу. Отношение—
основа действия. Два вида сценических отношений. Оценка факта.
Практическая часть. Практические упражнения. Игры.
4.5.
Освобождение мышц (6).
Практическая часть. Определение излишнего напряжения (зажимов) и
освобождение от них. Подчинение мышц своему намерению. Центр тяжести и точки
опоры. Получение правильного мускульного ощущения данного действия. Упражнения.
Оправдание поз.
4.6. Логика
действия и предлагаемые обстоятельства (8).
Теоретическая часть. Чувство правды. Логика и последовательность.
Практическая часть. Чувство правды и веры в малых, простых физических
действиях. Логическая и последовательная линии физических действий. Создание
логики действий. Последовательность и непрерывность в движениях. Упражнения.
4.7. Этюд
как основное средство воспитания актера (17).
Теоретическая часть. Что такое сценический этюд, и в чем его отличие от
упражнения.
Практическая часть. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных
действий. Зарождение представления о действенном характере замысла этюда
(парного). Этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи,
картины. Этюды «предмет – действие – слово». Этюды одиночные, парные,
групповые, без слов и с минимальным использованием текста. Сценическое воплощение
этюдов.
Раздел 5.
Театральные игры – 26 часов.
5.1.
Построение композиций (10).
Теоретическая часть. Замкнутая и открытая композиция. Статичные и
динамичные композиции.
Практическая часть. Построение сцен в сценическом номере.
5.2.
Мизансцена в спектакле, сценке, миниатюре (12).
Теоретическая часть. Определение «Мизансцена». Смена мизансцены.
Мизансцена - средство воплощения и сценическое выражение идеи пьесы Мизансцена
— одно из самых мощных выразительных средств режиссуры.
Практическая часть. Разновидности мизансцен: плоскостные, глубинные,
мизансцены, построенные по горизонтали, вертикали, диагональные, фронтальные,
прямолинейные, параллельные, перекрестные, построенные по спирали, симметричные
и асимметричные. «Рождение» мизансцены. Искусство построения мизансцен.
5.3.
Специфика работы перед зрителем (2).
Теоретическая часть. Зритель - третий творец спектакля. Зритель –
неотъемлемая часть спектакля. «Энергообмен»: сцена и зал. Виды общения.
Практическая часть. Зритель и выбор репертуара.
5.4. Анализ
работы учащихся своей игры и игры товарищей в этюдах, эпизодах (2).
Теоретическая часть. Анализ работы учащихся своей игры и игры товарищей в
этюдах, эпизодах по плану.
Раздел 6.
Создание нашего театра – 18 часов.
6.1. Выбор
литературного материала (1).
Теоретическая часть. Особенности и алгоритм определения актуальности
материала. Интересы современного зрителя. Идея пьесы. Особенности выбора образа
через характер персонажа. Алгоритм поиска выразительных возможностей в
предлагаемых обстоятельствах спектакля. Режиссёр, сценарист, хореограф и др. –
их роль в рождении спектакля.
6.2. Эскиз
идеи постановки, рождение образа спектакля (3).
Теоретическая часть. Необходимость разбивки пьесы на куски, картины, сцены
и эпизоды. Этапы и особенности построения событийного ряда. Профессии,
связанные с рождением спектакля.
Практическая часть. Планирование репетиционной работы. Читка по ролям,
разбор материала более детально, окончательное определение темы, с которой
хочется обратиться к зрителям.
6.3.
Изготовление реквизита и декораций к спектаклю (4).
Практическая часть. Подготовка реквизита, декораций, бутафории, пошив
костюмов, подбор грима для героев выбранной пьесы.
6.4. Работа
над спектаклем (10).
Практическая часть. Читка литературного материала. Распределение ролей,
анализ образов. Соединение сцен, эпизодов, репетиции в декорациях, с реквизитом
и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым
оформлением. Построение мизансцен. Индивидуальная работа над ролью. Сводная
репетиция. Генеральная репетиция.
Форма контроля: Презентация эскизов, реквизита и декораций к
спектаклю.
Итоговое
занятие «Отчётный спектакль» (2).
Форма контроля: Показ спектакля.
РАЗДЕЛ 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ.
Ученики
научатся:
- основные
театральные понятия по пройденным темам;
- несколько
комплексов голосо–речевого тренинга;
- несколько
комплексов актерского тренинга;
- основы
создания сценической постановки.
Ученики
получат возможность овладеть:
- навыками
совместной деятельности, установления эмоциональных контактов, свободного
общения;
- навыками
взаимодействия с партнером: умением слушать, чувствовать,
понимать;
- терминологией
по пройденным темам;
- своим
телом как инструментом самовыражения;
- навыками
организаторской работы в процессе создания сценической постановки.
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ:
- уметь работать в коллективе,
оценивать собственные возможности решения учебной задачи и правильность ее
выполнения;
- приобрести навыков
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
- способность к объективному
анализу своей работы и работы товарищей;
- осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- стремиться к проявлению
эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные
УУД:
- самостоятельно
формулировать тему и цели занятия;
- способность
к целеполаганию;
- самостоятельно
составлять план действий для решения поставленных задач; работать по нему,
прогнозируя и корректируя свою деятельность;
- уметь
объективно оценивать свою деятельность, не бояться допускать ошибки,
находить пути их решения.
- анализ на начальном этапе
причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагогапозитивных установок
типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Коммуникативные УУД:
- организовывать
учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и
сверстниками;
- работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать,
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- отбирать
и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- соблюдать
нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей.
Познавательные
УУД позволяют:
- развить
интерес к театральному искусству;
- освоить
правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
- сформировать
представления о театральных профессиях;
- освоить
правила проведения рефлексии;
- строить
логическое рассуждение и делать вывод;
- выражать
разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление,
восхищение);
- вербализовать
эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
·
ориентироваться
в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста.
РАЗДЕЛ 3. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Реализация
программы «Успех» предусматривает текущий контроль и итоговую аттестацию
обучающихся.
- Текущий контроль проводится на занятиях в форме
педагогического наблюдения за выполнением специальных упражнений,
театральных игр, показа этюдов и миниатюр.
- Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце
учебного года по окончании освоения программы «Успех» в форме творческого
отчета: показа инсценировок, театральных миниатюр, мини-спектаклей,
проведения школьного мероприятия.
РАЗДЕЛ 4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1. Леонтьев И.Л. Практическое
руководство для любителей сцены. – Москва, Либроком, 2016 ( Школа актерского
мастерства)
2. Медведев В. С., Лесков А. Г.,
Ющенко А. С. Системы управления манипуляционных роботов. - Москва: Наука, 2017.
– 416 с.
3. Седлачкова Я. К. Кем я стану, когда
вырасту? Выбери профессию своей мечты. - Москва: Клевер, 2018. – С. 16-24.
4. Цукасова Л.В. , Волков Л.А.
Театральная педагогика. – Москва Либроком, 2014 ( Школа сценического
мастерства).
Для учащихся:
1.
Гиппиус С.
В. Полный курс актерского мастерства.- Москва: АСТ, 2020
2.
Как
развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
3.
Сборник
детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
Дополнительная учебная литература:
1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у
детей. – Ярославль, 1998.
2. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где
играют дети. – Москва, 2001.
3. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на
урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - Москва: «Первое сентября», 2000.
4. Винокурова Н.К. Развитие творческих
способностей учащихся. – Москва, 1999.
5. Ганелин Е.Р. Программа обучения
детей основам сценического искусства «Школьный театр» http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
6. Генералов И.А. Программа курса
«Театр» для начальной школы
7. Генералов И.А. Театр. Пособие для
дополнительного образования.
2-й класс.
3-й класс. 4-й класс. – Москва: Баласс, 2009.
8.
Ершова А.П.
Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов.
искусства «Школьный театр». Москва, 1990.
9.
Образовательная
система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа
(Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). Москва: Баласс, 2008.-336 с.
10.
Похмельных
А.А.Образовательная программа «Основы театрального искусства».
youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc.
11.
Программы
для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. –
Москва: Просвещение, 1981.
12.
Савенков
А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – Москва, 1999. –
220с.
13.
Симановский
А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997. – 192с.
14.
Синицина
Е.И. Умная тетрадь. – Москва, 1999.- 144с.
15.
Сорокина
Н.Ф. Играем в кукольный театр. – Москва, 2000.
16.
Субботина
А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.-240с.
17.
Тихомирова
Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.- 235с.
18.
Тихомирова
Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.
19.
Черемошкина
Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1997. – 270 с.
Интернет-ресурсы:
1.
Психология
обучения рисованию: [Электронный ресурс]. URL: http://www.7ya.ru/article/Psihologiya-obucheniya-risovaniyu/
Дата обращения ( 09.08.2023г.)
2.
Программа по
основам актёрского мастерства: [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/programma-po-osnovam-akterskoma-masterstva-509920.html/
Дата обращения (15.06.2023г.)
3.
Планета
театра: [новости театральной жизни России]. – Режим доступа: http://www.theatreplanet.ru/articles. Дата
обращения (26.08.2023г.)