09.06.2023
муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
Киселевского
городского округа
«Средняя
общеобразовательная школа №28»
(МБОУ «СОШ № 28»)
СОГЛАСОВАНО:
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директор по ВР
Директор школы
Казанцева Т.Е.______
МБОУ «СОШ № 28»
Хвощевская
С. М.______
Приказ
№ 374
от 30.08.2022г.
Программа
по
профилактике употребление ПАВ несовершеннолетними
«Мой
выбор»
на 2022-2027
г.г.
.
Составитель программы:
Шилкина Раиса Михайловна
-педагог-психолог
2022
Аннотация
Данная
программа способствует обеспечить единый комплексный подход для
эффективного
функционирования системы профилактики употребления ПАВ. Участниками данной программы являются учащиеся
1-11 классов, их родители, педагоги, психологи, мед. работник и другие
специалисты. С учащимися школы реализуются профилактические мероприятия.
Программа позволит в результате объединения усилий педагогического и
ученического коллективов, медиков, работников правоохранительных органов
снизить численность школьников, подверженных употреблению ПАВ.
Паспорт программы
Наименование
программы |
Программа по профилактике употребление ПАВ несовершеннолетними «Мой выбор» |
Разработчики
программы |
Социально-педагогическая
служба МБОУ
СОШ №28 |
Цель
программы |
Цель: формирование у
воспитанников негативного отношения к употреблению ПАВ
через воспитание позитивной мотивации к ЗОЖ, развитие социальных навыков и
повышение психологической устойчивости. |
Сроки
реализации программы |
2022-2027
годы |
Исполнители
программы |
Социально-педагогическая
служба МБОУ «СОШ №28» |
Ожидаемые
конечные результаты реализации программы |
·
создание условий для обеспечения защиты прав детей,
их социальной реабилитации и адаптации в обществе; ·
создание условий для формирования у
детей потребности к здоровому образу жизни; ·
создание условий для получения необходимых знаний по
профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и губительному влиянию
ПАВ на организм. |
Программа «Мой
выбор» имеет социально-профилактическую
направленность - профилактика употребления психоактивных
веществ (далее - ПАВ) несовершеннолетними
и предназначена для работы с детьми-подростками в возрасте от 12 до
18 лет. Данная программа является
модифицированной, при разработке которой за основу взята программа кандидата
медицинских наук А. В. Соловова «Навыки жизни». Программа скорректирована и
адаптирована к конкретным условиям реализации. Внесены изменения по объёму
материала, отбору тем, порядку их изучения и распределению часов.
Здоровье – это первая
и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и
обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей
предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.
По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние
физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие
болезней и физических дефектов».
Здоровый образ жизни (далее - ЗОЖ) –
это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально
организованный, активный, трудовой, закаливающий, позволяющий до глубокой
старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Здоровый образ
жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом.
Распространенность и возрастающая с каждым годом статистика употребления ПАВ среди подростков
на протяжении многих лет остается одной из ведущих социально значимых проблем
нашего общества, определяющих острою необходимость организации решительного и
активного противодействия. Федеральный закон от 8 января 1998г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и
психотропных веществах» (статья 4, пункт 2) устанавливает
приоритетность мер по профилактике ПАВ
и стимулирование деятельности, направленной на
антинаркотическую пропаганду. Ситуация обострилась с появлением новых,
доступных и дешевых наркотиков, распространение которых происходит через
интернет.
По статистике, в России от 3 до 8 млн. человек
потребляют наркотики, почти 2/3 из них в возрасте до 30 лет. Средний возраст
потребления наркотиков снизился до 14 лет. Потребление ПАВ имеет негативные,
социально-экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в
конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и
популяции в целом. Общее число обучающихся в школе 1160 человек. В микрорайоне Красный камень, где
располагается школа, находится общежитие по ул. 50 Лет города – 15 % от общего
кол-ва обучающихся, частные дома в посёлке Веселый -12%, дома по ул. Березовая
роща – 17%, всё это в большинстве крайне сложный контингент детей и их
родителей. С социально-низким уровнем дохода семьи (низкая заработная
плата, либо ее отсутствие, неполные семьи, алкоголизм родителей). Ежегодно, в
школе осуществляется набор детей, требующих специального коррекционного
обучения. Современная школа, осуществляя
социальную защиту, должна дать учащимся знания, об их правах, о социальных
гарантиях и социальных нормах.
Поэтому актуальность данной социально-профилактической
программы заключается в том, что она предполагает не только обсуждение
вредности и печальных последствий употребления
ПАВ, а прежде всего формирование культуры здоровья (понимания ценности здоровья и здорового образа жизни) и
помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться,
строить свои отношения с взрослыми и сверстниками, в развитии способности
оценивать свое эмоциональное состояние и управлять
им.
Новизна программы заключается в
разработке системы профилактики,
поиска новых эффективных методов и форм, способствующих не только формированию
негативного отношения к ПАВ и потребности в ЗОЖ, но и способствующих усилению у
обучающихся «защитных факторов» против употребления ПАВ: формирование
умений и навыков противостоять негативному давлению окружающей среды, справляться со стрессовыми
ситуациями, конструктивно общаться.
В работе по данной программе необходимо
учитывать следующие компоненты профилактики
употребления ПАВ:
1. Образовательный
компонент – знание о действии химических веществ на организм человека, о
механизмах развития заболевания зависимости, понимание последствий, к которым
приводит химическая зависимость.
2. Психологический компонент – коррекция определенных психологических
особенностей личности (характер, эмоционально-волевая сфера, способствующих
развитию зависимости от употребления
ПАВ.
3. Социальный
компонент – формирование жизненных навыков (навыков общения, навыков владения
собой, помощь в социальной адаптации подростка.
Цели и задачи программы :
Цель: формирование у
воспитанников негативного отношения к употреблению ПАВ
через воспитание позитивной мотивации к ЗОЖ, развитие социальных навыков и
повышение психологической устойчивости.
Задачи:
1) предоставить воспитанникам объективную информацию о последствиях употребления ПАВ;
2) способствовать формированию у подростков негативного отношения к ПАВ и
их употреблению;
3) способствовать
формированию потребности в ЗОЖ;
4) развивать
социальную и личную компетентность (обучение навыкам эффективного общения,
навыкам владения собой, навыкам принятия решений, навыкам сопротивления
социальному давлению).
Отличительной особенностью данной программы является
практическая часть, в которой применяются такие формы и методы, как тренинг,
сюжетно-ролевая и деловая игра, эксперимент (демонстрация опытов, показ и
обсуждение видеороликов, видеофильмов и мультфильмов, анкетирование,
тестирование, конкурсы творческих работ (рисунков, плакатов, стенгазет,
агитлистовок, мини-сочинений).
Достижение цели программы осуществляется через сочетание принципов:
1. Гуманизма -
утверждения норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребёнку,
исключение принуждения и насилия над личностью;
2. Возрастной
адекватности – предъявляемый материал, формы и методы соответствуют
психологическим особенностям подростков;
3. Научной обоснованности – содержание программы базируется
на данных психологии и медицины;
4. Практической целесообразности – материал программы отражает
наиболее актуальные проблемы, связанные с развитием у подростков навыков
эффективной социальной адаптации, предупреждением приобщения к ПАВ;
5. Позитивности – акцент предъявляемого материала смещен с борьбы с
негативными проявлениями и последствиями на развитие и укрепление здоровья,
мотивацию ЗОЖ, выбор здоровой
жизненной позиции, умение строить здоровые отношения с другими людьми, принимая
ответственность за свое здоровье, свое поведение и свое будущее.
6. Принцип
"запретной информации" (детям не сообщаются сведения, способные
побуждать интерес к тем или иным аспектам наркотизма).
Программа состоит из трех основных этапов:
диагностирующего, деятельностного (практического) и
обобщающего (аналитического).
Первый этап, диагностирующий, предполагает проведение первичной диагностики
по выявлению у воспитанников уровня осведомленности по данному направлению (согласно
алгоритму, приложение 2, составление картотеки индивидуального учета
подростков «группы риска».
Второй этап, деятельностный, предполагает непосредственно реализацию
занятий и мероприятий плана. Первичная профилактика ведется
со всеми детьми. Вторичная профилактика –
индивидуальная работа (карта индивидуальной профилактической
работы с несовершеннолетним «группы риска») и
мероприятия по плану взаимодействия с субъектами системы профилактики (КДН, наркологический диспансер и др.)
Третий этап,
аналитический, предполагает мониторинг проводимой деятельности с целью ее
координации, оценки эффективности и определения актуальности дальнейшей работы.
Формы и методы работы
Цель и задачи программы определили
комплекс форм и методов, позволивших определить логику работы и достичь искомых
результатов.
• Анкетирование,
тестирование, социальный опрос.
• Лекция, беседа,
дискуссии.
• Тренинги и
упражнения тренингового характера.
• Мозговой штурм,
решение ситуационных задач.
• Ролевая и деловая
игра.
• Рефлексия опыта,
полученного на занятиях.
• Конкурсы рисунков,
плакатов, стенгазет, агитлистовок, мини-сочинений.
• Просмотр
презентаций, социальных роликов, художественных и документальных видеофильмов с
последующим их обсуждением.
• Демонстрация опытов (эксперимент).
• Проведение акций,
посвященных ЗОЖ, Международным дням борьбы с наркоманией и отказа от курения,
Всемирному дню борьбы со СПИДом и др.
•
Спортивно-оздоровительные мероприятия.
• Родительский
лекторий.
• Консультирование.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы:
• помещение (должно обязательно проветриваться и хорошо
освещаться);
• конспекты занятий и
материалы к ним;
• ноутбук,
мультимедийный проектор, экран, цифровые носители информации;
• презентации,
видеоматериалы;
• картотека
тренинговых упражнений и игр;
• оборудование для
проведения опытно-экспериментальной деятельности;
• диагностические методики.
Для усиления профилактической деятельности
также необходимо взаимодействие с другими объектами профилактики : привлечение
медицинских работников (медперсонал Центра, сотрудники ОГБУЗ «Областной наркологический диспансер» и
центра профилактики и борьбы со СПИДом);
специалистов: педагога- психолога и
социального педагога учреждения; учителей
физической культуры; родителей.
Реализация программы :
6 месяцев, 24 недели, 2 раза в неделю (48 часов, длительность занятия – 2
академических часа по 45 мин. (90 мин.) с
перерывом 15 минут.
Общие
сведения об учебной группе:
• возраст детей от 12 до 18 лет (девочки и мальчики);
• вид учебной группы: группа с переменным составом;
• количество обучающихся до 15 детей (в соответствии с санитарным
минимумом).
Построение
конспектов занятий: конспекты занятий строятся с учётом возрастной группы детей.
Занятие имеет следующую структуру: организационный
момент, основная часть, заключительная часть и рефлексия занятия.
Рабочая программа состоит из 3-х разделов:
1. Развитие социальной
и личной компетентности.
2.
Информационно-просветительский блок.
3. Стиль жизни -
здоровье.
Содержание программы
№ |
Разделы |
Темы занятий
|
Цель занятия |
1. |
Развитие социальной
и личной компетентности. |
|
Обучение навыкам эффективного общения, навыкам принятия решений, умениям
противостоять давлению сверстников через «проигрывание» различных
жизненных ситуаций и тренинговых упражнений. |
1.1. |
|
Вводное занятие Знакомство с целями и задачами программы. |
Установление правил поведения
воспитанников в учебной группе. Входное анкетирование и тестирование.
|
1.2. |
|
Мое общение
|
Способствовать
формированию навыков повседневного общения, навыков ведения диалога,
способности выслушивать других. |
1.3. |
|
Каким ты выглядишь в
глазах других?
|
Формирование у
подростков стремления к конструктивному взаимодействию с людьми. Сформировать
убеждение, что в случае необходимости можно конструктивно взаимодействовать с
самыми разными людьми; привычку искать способы сотрудничества с людьми в
различных ситуациях. |
1.4. |
|
Жизнь по собственному выбору |
Формирование самосознания подростка, личностный рост. |
1.5. |
|
Как отстоять свою
точку зрения?
|
Умение сказать «нет» Научить
подростков отстаивать свою точку зрения. Обучение навыкам сопротивления
давлению со стороны кого-либо. Отработка навыка уверенного отказа. |
1.6. |
|
Конфликты и
компромиссы.
|
Обучение навыкам
конструктивного взаимодействия и социально приемлемому реагированию в
конфликтных ситуациях. |
1.7. |
|
Стресс в жизни человека |
Научить планировать
свою деятельность в период повышения нагрузок; владеть техниками быстрого
снятия стресса; противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам. |
1.8. |
|
Нет, значит, нет!
|
Формирование у подростков навыков отказа от употребления ПАВ, навыков критического осмысления
информации, получаемой в неформальных группах. Формирование убеждения в том,
что отказ от ПАВ является признаком зрелого поведения, представления о
механизмах возникновения зависимости от ПАВ и возможности противостоять
этому. |
1.9. |
|
Вместе – лучше |
Сформировать у
воспитанников стремление видеть биологическую основу различий в поведении
людей; дать представление о различных социальных ролях мужчин и женщин;
создать позитивный образ собственного мужского или женского будущего. |
2. |
Информационно-просветительский
блок
|
|
Дать воспитанникам научно обоснованную информацию о влиянии ПАВ на
организм человека, способствовать формированию негативного отношения к употреблению ПАВ и потребности в ЗОЖ. |
2.1. |
|
Вредные привычки ПАВ
ЗОЖ |
Показать, как вредные привычки влияют на поведение человека и развитие
его личности. Сформировать знания о ПАВ, о причинах и последствиях их употребления, о ЗОЖ, формировать потребность в ЗОЖ. |
2.2. |
|
Сквернословие |
Способствовать
формированию негативного отношения к использованию в речи сквернословия и
нецензурных выражений. |
2.3. |
|
Что содержится в
табачном дыме? Последствия курения |
Познакомить
воспитанников с составом табачного дыма, с его влиянием на организм человека,
особенно подростка. Способствовать формированию осознанного негативного
отношения к курению. |
2.4. |
|
Нет табачному дыму! |
Способствовать
формированию осознанного негативного отношения к курению. |
2.5. |
|
Курительные смеси |
Дать подросткам
объективную научную информацию о курительных смесях, об их влиянии на
человека. Способствовать формированию осознанного негативного отношения к курению. |
2.6. |
|
Правда об алкоголизме. |
Выработка негативного отношения к употреблению
алкоголя. |
2.7. |
|
Дети в пивной
клетке. О вреде пива и энергетиков |
Влияние алкоголя на
организм растущего подростка. |
2.8. |
|
Что такое наркотики |
Способствовать
формированию у подростков отрицательного отношения к первой пробе любого
наркотика. |
2.9. |
|
Наркотики: употребление, злоупотребление, болезнь. Опасность
синтетических наркотиков |
Разъяснение
опасности возможного приобщения к наркотикам, опасности синтетических
наркотиков. |
2.10. |
|
Токсические вещества |
Способствовать формированию умения распознавать токсические вещества,
умения сказать «нет» на предложение «что-то попробовать». |
2.11. |
|
Что такое ВИЧ? Личная гигиена – основа
профилактики инфекционных
заболеваний |
Повышение уровня информированности подростков по проблемам, связанным с
ВИЧ, и др. инфекционными заболеваниями. |
2.12. |
|
Да здравствует
жизнь! (тренинг) |
Формирование
устойчивой информации к сохранению здоровья. |
3. |
Стиль
жизни-здоровье! |
|
Пропаганда ЗОЖ. |
3.1. |
|
Фото акция «Живи ярко!» |
Пропаганда ЗОЖ. |
3.2. |
|
Конкурс рисунков «Мы выбираем спорт!» |
Пропаганда ЗОЖ. |
3.3. |
|
Эстафета «Здоровым быть модно!» |
Формировать потребность в ЗОЖ. |
3.4. |
|
Интерактивное занятие «Мой правильный
выбор!» |
Обобщение полученных знаний. |
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название разделов, тем |
Количество часов, в том числе |
Формы аттестации/ контроля |
||
теория |
практика |
||||
1. |
Развитие социальной и личной
компетентности |
16 |
6 |
10 |
Анкетирование Тестирование Тренинг |
1.1. |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
|
1.2. |
Мое общение |
3 |
1 |
2 |
|
1.3. |
Каким ты выглядишь в
глазах других? |
2 |
1 |
1 |
|
1.4. |
Жизнь по собственному выбору |
2 |
1 |
1 |
|
1.5. |
Как отстоять свою
точку зрения? Умение сказать «нет» |
2 |
1 |
1 |
|
1.6. |
Конфликты и
компромиссы. Стресс в жизни человека |
2 |
1 |
1 |
|
1.7. |
Нет, значит, нет! |
2 |
- |
2 |
|
1.8. |
Вместе – лучше? |
2 |
- |
2 |
|
2. |
Информационно-просветительский
блок |
24 |
9 |
15 |
Опрос Тестирование Мини-сочинение |
2.1. |
Вредные привычки ПАВ ЗОЖ |
2 |
1 |
1 |
|
2.2. |
Сквернословие |
2 |
1 |
1 |
|
2.3. |
Что содержится в табачном дыме?
Последствия курения |
2 |
1 |
1 |
|
2.4. |
Нет табачному дыму! |
2 |
- |
2 |
|
2.5. |
Курительные смеси |
2 |
1 |
1 |
|
2.6 |
Правда об
алкоголизме. |
2 |
1 |
1 |
|
2.7. |
Дети в пивной клетке. Безвредны ли
пиво и энергетики |
2 |
- |
2 |
|
2.8.. |
Что такое наркотики |
2 |
1 |
1 |
|
2.9. |
Наркотики: употребление, злоупотребление,
болезнь.Опасность синтетических наркотиков |
2 |
1 |
1 |
|
2.10. |
Токсические вещества |
2 |
1 |
1 |
|
2.11. |
Что такое ВИЧ |
2 |
1 |
1 |
|
2.12. |
Личная гигиена – основа профилактики инфекционных
заболеваний |
2 |
1 |
1 |
|
2.13. |
Да здравствует жизнь!
(тренинг) |
2 |
- |
2 |
|
3. |
Стиль жизни-здоровье! |
8 |
- |
8 |
Интерактивная игра |
3.1 |
Фото акция «Живи ярко!» |
2 |
- |
2 |
|
3.2 |
Конкурс рисунков «Мы выбираем спорт!» |
2 |
- |
2 |
|
3.3. |
Эстафета «Здоровым быть модно!» |
2 |
- |
2 |
|
3.4 |
Интерактивное занятие «Мой правильный
выбор!» |
2 |
- |
2 |
|
|
Итого: |
48 |
15 |
33 |
|
Формы оценки
результативности обучения
1. Текущий контроль: в течение всего учебного года.
Форма
контроля: теоретические знания будут выявляться при помощи зачётных работ (опрос, тестирование, анкетирование, написание мини-сочинений) и
анализа проделанной работы. В ходе реализации программы контроль
и оценка результатов освоения осуществляется педагогом в процессе проведения
практических занятий, тестирования, а также выполнения воспитанниками
индивидуальных заданий.
2. Итоговая аттестация: в конце учебного года.
Форма
контроля: интерактивное занятие.
Критерии отслеживания
эффективности
предложенной программы
Предлагается два
способа отслеживания эффективности.
1. Отслеживание эффективности всей программы
в целом.
Критерии:
1.1. Появление у подростков
устойчивых интересов.
1.2. Повышение
успеваемости.
1.3. Изменение
количества подростков, стоящих на учете.
1.4. Изменение количества детей, состоящих в «группе риска».
1.5. Изменение представленности причин, по которым дети попадают в «группу риска».
2. Формы отслеживания: анкетирование, тестирование,
сочинения, наблюдение, социометрия.
Планируемые результаты программы:
1. Формирование
мотивации к ведению ЗОЖ.
2. Повышения уровня
информированности о негативном влиянии ПАВ на организм человека.
3. Повышение уровня развития умений и навыков:
а) уверенного
позитивного поведения;
б) конструктивного
общения между собой и с взрослыми;
в) отстаивания и
защиты своей точки зрения;
г) осознанного и уверенного умения сказать: «Нет».
4. Повышение уровня
социальной адаптации.
Воспитанник
должен знать:
- вредное влияние ПАВ
на организм человека;
- причины зависимости и последствия употребления
ПАВ;
- болезни, связанные с
применением ПАВ;
- безопасные способы
противостояния;
- факторы ЗОЖ.
Воспитанник
должен уметь:
- применять полученные
знания на практике;
- уметь говорить: «Нет»;
- вести активный ЗОЖ.
Совместная
педагогическая деятельность семьи и педагогов школы:
- тематические родительские часы, лекторий (в
течение года);
- индивидуальное
консультирование;
- привлечение родителей для участия в спортивных мероприятиях (в течение года).
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения: проектор, экран,
компьютер, мультимедийные (цифровые) носители
информации.
Дидактический
материал:
1. Наличие наглядного материала (буклеты, памятки, листовки,
плакаты, выставочные стенды);
2. Наличие демонстрационного материала (оборудование для проведения
опытов);
3. Картотека
тренинговых игр и упражнений;
4. Литература по
методике преподавания.
Экранно-звуковые
пособия:
1. Социальные
видеоролики, видеофильмы, мультфильмы, соответствующие содержанию обучения.
2. Мультимедийные (цифровые) образовательные
ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
3. Презентации по темам занятий (авторские).
Список
используемой литературы:
1. Соловов А. В. Навыки жизни. Программа
ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет - М.:
2000.
2. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Программы формирования
здорового жизненного стиля - М.: 2000.
3. Журавлева О. В., Зуева С. П., Нижегородова М. Н. Программа «Путешествие во времени». Методические рекомендации по
курсу профилактических занятий для
подростков. - М : 2000.
4. «Работающие программы»,
выпуск 1. Подростковая наркомания и СПИД:
концептуальный подход. – М.: 2000.
5. «Работающие программы»,
выпуск 6. Без секрета всему свету… – М.: 2000.
6. Рязанова Д. В.
Тренинг с подростками. С чего начать? М., Генезис, 2003.
7. Формирование жизненных навыков: программа
профилактики поведенческих факторов риска у подростков. Н. А.
Паршутин, Т. П. Симонятова. // Школа здоровья № 4, 1999г.
8. Кривцова С. В.,
Мухаматулина Е. А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с
подростками. //Практическое руководство для школьного психолога--- М. ,1997
9. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Программа формирования
эдорового жизненного стиля. // Работающие программы.
Выпуск 5. М., 2000.
10. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. Под ред. Л. М.
Щипицыной и Е. И. Казаковой, СПб, «Детство-Пресс»,
2001.
Интернет-ресурсы:
1. https://narkopomosh.ru/vrachi
Приложение:
1.
Календарно-тематический план.
2. Алгоритм работы с семьями и детьми по профилактике
употребления ПАВ.
3. План
календарно-тематических мероприятий.
4. Диагностический
материал.