03.02.2021
Как
говорить с родителями о плохом поведении ребенка.
Рекомендации педагогам
Научиться педагогам специальным техникам
общения, чтобы они могли донести до родителей информацию о плохом поведении
ребенка без конфликтов.
Педагогам необходимо сообщать родителям не
только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть
необходимость. Иногда педагог и родитель не в состоянии услышать друг друга
из-за тех ролей, которые они занимают в диалоге. Форма общения влияет на
коммуникацию и может привести к эмоциональным конфликтам. Психологи дают
рекомендации, как их избежать.
Рекомендация
1. Эмоционально
настройтесь на сотрудничество
Перед общением нужно позаботиться о своем
эмоциональном состоянии, в котором вы собираетесь сообщать информацию
родителям. Если вы недовольны ситуацией от действий ребенка, слова могут
звучать как критика и осуждение по отношению и к ребенку, и к родителю. Такое
послание родитель воспримет как нападение и начнет защищаться.
Сначала, необходимо осознать, что вы
разозлились на возникшее препятствие. Если вы недовольны, то в общении с
родителями можете занять позицию осуждения. Значит, к сотрудничеству вы сейчас
не готовы. Перед разговором нужно эмоционально отсоединиться от ситуации.
Переключить свое внимание, чтобы восстановить психологический баланс.
Необходимо подумать, за что конкретно вы
переживаете и задать себе вопросы: «Какое препятствие эта ситуация создает в
моей работе как педагога?», «Какую сложность создает для успешной социализации ребенка?».
Только после этого нужно настроиться на сотрудничество с родителями. При
общении стоит учитывать свои интересы как педагога, и интересы родителя в
заботе о ребенке. Вам нужно аргументировать свою позицию и применить активное
слушание. Важно дать понять родителям, что цель у них с воспитателем одна -
развивать ребенка.
Рекомендация
2. Применяйте
специальные техники общения
Если вы будете знать техники эффективного
общения с родителями, то вам будет проще избежать конфликта. Рассмотрим
особенности работы четырех техник: «От негатива к позитиву», «Не поиск
виноватого, а поиск решения проблем», «Речевые штампы для сотрудничества»,
«Речевой стиль "адвокат"».
Техника
«От негатива к позитиву»
По этой технике сообщать родителям важную
информацию о детях нужно в позитивном контексте. Это поможет родителям
прислушаться к мнению педагога, и настроиться на сотрудничество. С помощью
позитивного восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая чувства
стыда и вины за своего ребенка. Акцент нужно делать на достижениях ребенка,
даже если они не значительные.
Вам стоит перефразировать содержание
обращения в позитивном ключе. Примеры перефразирования смотрите в таблице.
Пример замены негативного обращения на
позитивное
Негативная форма Позитивная форма
«Ваш ребенок плохо себя ведет. Он дерется
с другими детьми»,
«Ваш сын умеет отстаивать свои потребности
и защищать себя. Это важно для жизни. Но ему бывает сложно выразить это
безопасным способом. Давайте вместе подумаем, как помочь ему сохранить
дружеские отношения с детьми»
«Ваш ребенок гиперактивный, неусидчивый, непослушный»,
«Ваш сын очень любознательный и всем
интересуется во время занятий, даже успевает увлечься чем-то другим. Не
сомневаюсь, что он будет эрудированным человеком. Но иногда это мешает ему
сосредоточиться, чтобы доделать работу до конца и получить удовлетворенное
состояние».
«У Вашей дочери всегда начинается
истерика, когда ей что-то не дают!»
«Ваша дочка всегда знает, что хочет и
способна настаивать на своих желаниях. Это говорит о ее целеустремленности. Но
иногда ей бывает трудно справиться с ограничениями. Давайте вместе подумаем,
как можем ей в этом помогать»
Техника
«Не поиск виноватого, а поиск решения проблем»
В разговоре с родителями по этой технике
нужно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения
проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке что-то хорошее, а затем
перейти к неприятным моментам.
Когда вы будете сообщать неприятные
моменты, вам нужно говорить только о поступке ребенка, а не о его личности.
Завершать такой разговор тоже стоит на хорошей ноте.
Пример. Вероника сегодня хорошо усвоила
правила в новой игре. Но с правилами на занятиях пока не справилась – забрала у
Кати альбом и краски. Если с ней учиться играть по правилам дома, то она будет
лучше их усваивать на занятиях. Это ей позволит быстрее влиться в детский
коллектив. Она у Вас очень способная. На данный момент интересуется, как играть
в шахматы.
Техника
«Речевые штампы для сотрудничества»
Обращайтесь к родителям в виде просьб, а
не требований. Например, начинайте разговор с фраз: «Не смогли бы Вы...», «Я
прошу...». Также следует проявить внимание, поинтересоваться мнением родителей:
- «Вы не замечали, что в последнее
время...»;
- «Как Вы думаете, с чем это может быть
связано?».
В разговоре с родителями ребенка вы можете
поделиться своими чувствами, с помощью техники «Я-высказывание»:
- «Вы знаете, меня очень тревожит,
что...»;
- «Я начинаю беспокоиться...»;
- «Мне бы хотелось позаботиться...».
Далее предложите родителям совместный
поиск решения проблем, что подчеркнет общность интересов.
Например, скажите:
- «Давайте вместе попробуем поступить...»;
- «А если мы будем придерживаться одной
стратегии, это поможет ему в...»;
- «Мы с Вами могли бы помочь Саше в...»;
- «Как мы можем помочь Вам в том
чтобы...».
Техника
«Речевой стиль "адвокат"»
Речевой стиль «адвокат» покажет ваше
уважение и заинтересованность по отношению к родителям. Примеры фраз речевого
стиля:
- «Какой бы серьезной ни была ситуация, мы
попытаемся найти из нее выход, и я протягиваю Вам руку помощи»;
«Я не обвиняю ни Вас, ни Вашего ребенка в
случившемся. Если это произошло, значит, на это есть какие-то причины»;
«Для меня важно не выявление этих причин,
не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся
ситуации»;
- «Я воспитатель, и моя профессиональная
задача - дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни».
Педагог-психолог
Раиса Михайловна Шилкина
Источники: Бочарова А. Как говорить с
родителями о плохом поведении ребенка. Рекомендации педагогам // Справочник
педагога-психолога. Детский сад. – 2018. - № 5. – С.30 – 33