Рекомендации по изучению правил дорожного движения (для родителей и педагогов)

09.05.2019

Рекомендации по изучению правил дорожного движения

 (для родителей и педагогов)

 

Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах, когда в 6-7 лет ребёнок становится участником дорожного движения, встаёт проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах.

Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма. Такой подход включает в себя учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение со стороны администрации.

Основная цель при планировании внеурочных мероприятий по изучению правил дорожного движения - это создание условий для формирования у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Не плохо, если педагог будет систематически проводить с детьми и кратковременные беседы - пятиминутки, напоминая им о том, как следует вести себя на улице. Эти беседы должны учитывать сезонные изменения, метеорологические условия, дорожную обстановку. Они могут быть сделаны в конце занятия или классного часа. Важную роль в обучении детей правилам движения и воспитании и у них культуры безопасного поведения на дороге играет взаимодействие образовательной организации с ОГИБДД и другими заинтересованными ведомствами. Поэтому желательно приглашать на такие мероприятия сотрудников ГИБДД.

 

В процессе обучения детей правилам дорожного движения в начальной школе, основная задача родителей и педагогов — сформировать три основных навыка поведения, которые помогут ребенку сориентироваться в дорожных ситуациях.

·        Навык сосредоточения внимания — это определение границы психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также  необходимость адекватной оценки обстановки.

·        Навык наблюдения — умение видеть предметы, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге) так и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т.д.), закрывающие обзор проезжей части и воспринимать их как потенциальную опасность.

·        Навык самоконтроля — необходимость соблюдения спокойствия на проезжей части во время перехода дороги.

Не рекомендуется в обучении младших школьников, особенно в 1-2 классах, пользоваться методами запугивания, использования цифр  негативной динамики дорожных происшествий. Страх так же вре­ден, как неосторожность и беспечность. Эффективнее будет ориентация на побудительные мотивы безопасного поведения, например, осознание возможных последствий неправильного поведения, которое может привести к несчастным случаям и авариям.

Не следует в то же время заставлять учащихся механически заучивать правила дорожного движения. Главное — понимание, осмысление и осознание правил. Тогда знания превращаются в умения и навыки (автоматические действия) и положительную привычку всегда их соблюдать.

Привычки, как сложившийся способ поведения, постепенно приобретают характер потребности и со временем могут перерастать в устойчивые черты характера. Поэтому необходимо формировать положительные привычки: играть только в специально отведенных местах, во дворах, парках; правильно и безопасно переходить улицы и дороги; в сложных дорожных ситуациях уметь обращаться за помощью к взрослым.

 

 

Уважаемые родители!

 

Каждый из вас желает видеть своего ребенка здоровым и невредимым. И каждый уверен, что-его-то сообразительный малыш под колесами автомобиля уж точно не окажется. Но если ребенок вовремя не пришел домой, родители начинают волноваться: «все ли благополучно?», придумывая различные варианты развития событий, судорожно обзванивая друзей и знакомых, с которыми, возможно находится их дитя. Только бы ничего не случилось! Это извечная человеческая боязнь случая в наше время и обоснована она тем, что вот уже несколько десятков лет несчастные случаи, как угроза здоровью и жизни ребенка, опережают болезни.

          В семье не жалеют времени на то, чтобы поиграть с ребенком, погулять, научить читать или рисовать, определить его в спортивные секции, во всевозможные кружки, но редко находят пять минут в день, полчаса в неделю, чтобы научить ребенка избегать несчастного случая, особенно на улице.

Достаточно изучить "истории болезней" детей, пострадавших от травм, полученных в результате дорожно-транспортного происшествия, побеседовать с врачом — хирургом или травматологом, чтобы понять простую истину: Из каждых двадцати случаев девятнадцать, оказывается, типичны, - часто повторяются, возникают в одних и тех же стандартных ситуациях, число которых не так уж велико. Ситуации эти можно знать, а поведению в них — научить. А значит, несчастье можно предотвратить!

         Главным в воспитании законопослушного гражданина (в том числе и как участника дорожного движения) для родителей должен быть принцип «Делай, как я». Чтобы ребенок не нарушал Правила дорожного движения, он должен не просто их знать - у него должен сформироваться навык безопасного поведения на дороге. Даже если вы опаздываете, все равно переходите через дорогу там, где это разрешено Правилами; в собственном автомобиле соблюдайте скоростной режим; пристегивайтесь ремнями безопасности и не позволяйте находиться детям до 12 лет на переднем сиденье. Наглядный пример родителей будет куда эффективнее, чем сотни раз повторенные слова «не ходи на красный сигнал».

Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и внимательными! Знайте, если Вы нарушаете Правила дорожного движения, ваш ребенок будет поступать так же!

Помните, что вы становитесь участником дорожного движения не с проезжей части дороги, а с тротуара. Поэтому, отправляясь в школу с ребенком, объясните ему, что нужно быть внимательным с первых же шагов, выходя из подъезда дома. Пройдите с ним весь путь и старайтесь показывать наиболее опасные участки на дороге. Укажите на опасности, которые возникают при посадке в общественный транспорт и, особенно, при высадке из автобуса или троллейбуса.

Научите своих детей правилам безопасного перехода проезжей части дороги!
Вместе обсуждайте наиболее безопасные пути движения, ежедневно напоминайте ребенку:

 

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПЕРЕЙТИ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ - УБЕДИСЬ В БЕЗОПАСНОСТИ!
Объясните ребенку, что остановить автомобиль сразу - невозможно! Научите детей тому, что переходить проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта, опасно для жизни! Учите предвидеть скрытую опасность!

Чтобы правильно выстроить процесс обучения, необходимо учитывать психологические и возрастные особенности детей.

1.     При выходе из дома

1.1. Если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите на это внимание ребенка и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед.

1.2. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь – нет ли за препятствием опасности.

2.     При движении по тротуару

2.1. Придерживайтесь правой стороны тротуара.

2.2. Не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находится со стороны проезжей части.

2.3. Маленький ребенок должен идти рядом со взрослым, крепко держась за руку.

2.4. Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом из двора или с территории предприятия.

2.5. Разъясните детям, что забрасывание проезжей части (камнями, стеклом и др.) и повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю.

2.6. Не позволяйте детям идти по проезжей части, коляски и санки с детьми возите только по тротуару.

2.7. При движении группы ребят учите их идти в паре, выполняя все указания взрослых, сопровождающих детей.

3.     Готовясь перейти проезжую часть дороги

3.1. Остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть.

3.2. Привлекайте ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге.

3.3. Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.

3.4. Учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства.

3.5. Не стойте с ребенком на краю тротуара, так как во время движения транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами.

3.6. Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста.

3.7. Неоднократно покажите ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

4.     При переходе проезжей части

4.1. Переходите проезжую часть дороги только по пешеходным переходам или на перекрестках – по линии тротуара, иначе ребенок привыкнет переходить где придется.

4.2. Начинайте движение только на зеленый сигнал светофора, убедившись при этом в собственной безопасности, и в том, что водители видят и пропускают пешехода. Зеленый мигающий сигнал светофора разрешает движение только транспорту!

Ребенок должен привыкнуть, что на красный сигнал не переходят, даже если нет транспорта.

4.3. Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры; ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги разговоры излишни;

4.4. Не спешите и не бегите; переходите через дорогу всегда размеренным шагом, но не медленно.

4.5. Переходите проезжую часть строго поперек дороги, а не наискосок. Ребенку нужно объяснить, что это делается для лучшего наблюдения за автомототранспортными средствами.

4.6. Не выходите на проезжую часть из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно дорогу, приучайте ребенка делать так же.

4.7. Не торопитесь перейти через дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, приучите ребенка, что это опасно.

4.8. Не начинайте переходить проезжую часть дороги, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка или двора дома.

4.9. При переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребенок может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдая за движением транспорта.

5.     При посадке и высадке из транспортных средств общего пользования (автобуса, троллейбуса, трамвая и такси)

5.1. Выходите впереди ребенка: маленький ребенок может упасть, ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть.

5.2. Подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки. Ребенок, взрослый, может оступиться и попасть под колесо.

5.3. Не садитесь в транспорт общего пользования (троллейбус, автобус) в последний момент при его отправлении (может прижать дверьми).

5.4. Научите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место для ребенка: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, кроме того, пешеходы здесь часто спешат и могут вытолкнуть ребенка на проезжую часть.

6.     При ожидании транспортных средств общего пользования

Стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине.

7.     При движении в автомобиле

7.1. Приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье, не

разрешайте сидеть рядом с водителем.

7.2. Не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять между сиденьями; при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться в переднее стекло или панель. Ребенок обязательно должен находиться в детском автокресле!

7.3. Не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

8.      При поездке в транспортном средстве общего пользования

8.1. Приучите детей крепко держаться за поручни, чтобы при торможении ребенок не получил травму от удара.

8.2. Научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит.

 

 

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.