Рекомендации педагогам и классному руководителю класса, где много учащихся с демонстративными чертами личности

22.11.2018

Рекомендации педагогам и классному руководителю класса, где много учащихся с демонстративными чертами личности

Доминирующие чертами их характера является стрем­ление быть постоянно в центре внимания, причем иногда лю­бой ценой, беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда посто­янного внимания к себе, восхищения, удивления, почитания, по­клонения.

Привлекательные черты характера: коммуникабельность и целеустремленность, упорство и инициативность, находчивость и актив­ность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятель­ность и готовность взять на себя руководство, энергичность.

Слабое звеном этого типа личности: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение его вымыслов, а тем более их вы­смеивание, что может привести к острым аффективным реакциям, включая изображение суицидпых попыток.

В силу особенностей своего характера демонстративные личности постоянно нуждается в многочисленных зрителях. Общаются, как правило, только с теми, кто явно или неявно выражает свое восхищение им.

Учеба для таких подростков часто лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят не учиться, а общаться, именно от этого они получает основное удовольствие. Чтобы привлечь внимание, им приходится не просто хорошо учиться, а учиться лучше всех, удивлять учителей своими способностями к разным предметам.

В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить:

  • ситуации, вольно или невольно задевающие самолюбие подростка;
  • ситуации пусть даже некоторого равнодушия со стороны ок­ружающих людей, а тем более сознательного игнорирования его личности;
  • ситуации критики его достижений, таланта или способностей;
  • ситуации, когда он вынужден оставаться в одиночестве или ог­раничить круг своего общения, поклонников;
  • ситуации, когда невозможно проявить себя в полной мере;
  • ситуации, когда он попадает в нелепое или смешное положение;
  • ситуации, когда нет ни одного яркого события и, главное, воз­можности проявить свои способности;
  • ситуации, в которых приходится находиться в постоянном пси­хическом или физическом напряжении.

Необходимо по­степенно преодолеть стремление быть в центре внимания окружающих.

Важно выработать у подростка представление о «демонстративности» своего поведения как доминирующей черте характера, а также умение распознавать ее у окружающих. С этой целью необходимо, используя недирективное взаимодействие, постепенно учить подростка осмысливать свои мотивы, искать пути более ра­ционального удовлетворения своих желаний, приводить примеры приличном общении из жизни, литературный произведений, кинофильмов

Преодоление эгоцентризма является наиболее трудной задачей. В ходе бесед педагог необходимо пробуждать интерес ре­бенка к своим товарищам, родным и близким, другим окружающим людям. Нужно поощрять его рассказы о других, их успехах и достижениях.

Учитывая повышенное самолюбие и эгоцентризм таких подрост­ков, необходимо дать выход их эгоцентрическим устремлениям в социально полезной деятельности с учетом их действительных спо­собностей (участие в проведении дискотек и т. п.).

В этой ситуации проявления чрезмерной демонстративности хорошо работает следующий прием:

  • вначале педагог идет навстречу потребности подростка в повышенном внимании: часто хвалит его, делает в его адрес разного рода нейтральные замечания, обращает к нему свой взгляд, подходит к нему, смотрит в тетрадь и т.д. В результате подросток сразу же начинает лучше себя вести, возрастает продуктивность его учебного труда.
  • на втором этапе, когда закрепились положительные результат первого этапа, учитель обращает внимание на подростка только тогда, когда его поведение и деятельность соответствуют ожиданиям педагога, подкрепляя тем самым положительные сдвиги в его поведении, стараясь игнорировать рецидивы демонстративности.
  • на третьем этапе, когда положительные тенденции в поведении демонстративного подростка окончательно закрепились, педагог переходит к прерывистой схеме подкрепления, - обращает на него внимание лишь в ответ на проявления положительного поведения, постепенно увеличивая при этом интервалы между отдельными подкреплениями. Постепенно демонстративное поведение угасает.

Взаимодействие с возбудимым типом личности следует начинать только в периоды спада аффективного напряжения. Беседовать следует обстоятельно и неторопливо. Давать полностью выговориться. Сначала проявить внимание к положительным качествам, затем осторожно касаться отрицательных, но не давать отрицательной оценки этих качеств. Просто показать, какой вред они могут ему принести и убеждать уходить от раздражающих ситуаций.

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.