Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

22.11.2018

Работа по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно со школой, семьей и самими детьми.

I. Мероприятия, которые можно предложить педагогам в целях профилактики психотравмирующих факторов в образовательном процессе.

1.Внедрять в практическую образовательную среду технологии, направленные на сохранение здоровья учащихся, в том числе психологического, включив их в учебно-методический план работы учреждения:

· социально-адаптирующие и личностно развивающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья детей и повышение ресурсов психологической адаптации учащихся;

· психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, направленной на предотвращение формирования у детей и подростков дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.. Использовать для этого различные психогимастики, физкультминутки, коррекционно- развивающие паузы на снятие эмоционального напряжения.

2. Рассмотреть на методических семинарах, методических объединениях и совещаниях следующие вопросы:

· педагогические возможности коррекции эмоционального состояния учащихся (мероприятия, направленные на предотвращение формирования у детей и подростков дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.; распределение учебной нагрузки для каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей и возможностей; создание условий для необходимой двигательной активности детей);

· возможности образовательных учреждений в формировании навыков сохранения здоровья детей и подростков; обучение детей и подростков навыкам и умениям преодоления стресса; организация "Дней здоровья", "Дней психологической разгрузки", организация проектной научно-исследовательской деятельности самих учащихся по проблеме сохранения здоровья (под руководством учителей естественных дисциплин);

· использовать возможности адаптивной физической культуры (коррекционно-развивающие паузы, утренняя гимнастика, подвижные перемены, прогулки на свежем воздухе) для профилактики гиподинамии, утомляемости и эмоциональных нагрузок у учащихся;

3. Выработать систему педагогических мер помощи учащимся, испытывающим трудности в адаптации к учебному процессу (обеспечение личностно-ориентированного подхода в учебном процессе; при обучении ориентироваться на индивидуальные возможности и способности учащегося; создать условия для проведения дополнительных консультаций и занятий с отстающим учеником).

4. Проводить мероприятия (в рамках классных часов или иных форм внеурочной работы), направленные на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в детском и подростковом коллективе:

· теоретические и практические занятия по формированию у учащихся культуры сотрудничества; выработке у них коммуникативной компетенции (умений и навыков грамотно строить общение, предупреждать эмоциональные конфликты, конструктивно разрешать возникшие противоречия со сверстниками и взрослыми);

· разбор примерных конфликтных ситуаций с возможными вариантами их решения.

5.Организовать патронирование и оказание социально-педагогической поддержки неблагополучным семьям (классный руководитель совместно с психологом и социальным педагогом школы).

6.Проведение с родителями просветительских и обучающих мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для эмоционального, нравственного и физического развития ребенка в семье; по созданию в семье условий сохранения психологического здоровья детей.

Примерная тематика бесед с родителями может быть следующей:

· Создание в семье сотрудничающих взаимодействий с детьми

· Родительская поддержка ребенка при переходе в средние классы

· Влияние стиля воспитания родителей на личностное развитие ребенка

· Трудности подросткового возраста

· Помощь родителей детям с проблемами в обучении

· Психологические особенности юношеского возраста

Родительские собрания можно проводить в традиционной форме, можно использовать циклы просветительских программ «Университета для родителей» по вопросам воспитания и конструктивного взаимодействия с детьми.

7.Осуществление в образовательном процессе личностно-ориентированного подхода, изменение авторитарного стиля общения на демократический в системе «учитель - ученик».

8.

II. Признаки, по которым можно определить учащегося, переживающего трудную жизненную ситуацию:

1. Внешний вид и поведение:

· гипомимия (ослабление выразительных движений лицевой мускулатуры);

· амимия (отсутствие выразительности лицевой мускулатуры);

· тихий монотонный голос;

· замедленная речь;

· краткость ответов;

· отсутствие ответов;

· ускоренная экспрессивная речь;

· патетические интонации;

· причитания;

· склонность к нытью;

· общая двигательная заторможенность;

· бездеятельность, адинамия;

· двигательное возбуждение.

2. Эмоциональные нарушения:

· скука;

· грусть;

· уныние;

· угнетенность;

· мрачная угрюмость;

· злобность;

· раздражительность;

· ворчливость;

· брюзжание;

· неприязненное, враждебное отношение к окружающим;

· чувство ненависти к благополучию окружающих;

· чувство физического недовольства;

· безразличное отношение себе, окружающим;

· чувство бесчувствия;

· тревога беспредметная (немотивированная);

· тревога предметная (мотивированная);

· ожидание непоправимой беды;

· страх немотивированный;

· страх мотивированный;

· тоска как постоянный фон настроения;

· взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности;

· углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.

3. Психические заболевания:

· депрессия;

· неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;

· маниакально-депрессивный психоз;

· шизофрения.

4. Оценка собственной жизни:

· пессимистическая оценка своего прошлого;

· избирательное воспоминание неприятных событий прошлого;

· пессимистическая оценка своего нынешнего состояния;

· отсутствие перспектив в будущем.

5. Взаимодействие с окружающими:

· нелюдимость, избегание контактов с окружающими;

· стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью;

· склонность к нытью;

· капризность;

· эгоцентрическая направленность на свои страдания.

6. Вегетативные нарушения:

· слезливость;

· расширение значков;

· сухость во рту («симптомы сухого языка»);

· тахикардия;

· повышенное артериальное давление;

· ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха;

· ощущение комка в горле;

· головные боли;

· бессонница;

· повышенная сонливость;

· нарушение ритма сна;

· отсутствие чувства сна;

· чувство физической тяжести, душевной боли в груди, в других частях тела;

· запоры;

· снижение веса тела;

· повышение веса тела;

· снижение аппетита;

· пища ощущается безвкусной;

· нарушение менструального цикла (задержка).

7. Динамика состояния в течение суток:

· улучшение состояния к вечеру;

· ухудшение состояния к вечеру.

Все вышеперечисленные признаки определяются педагогом методом наблюдения за учащимся и личной беседы с ним. Однако наличие только одного из вышеперечисленных признаков еще не свидетельствует о том, что подросток предрасположен к суицидальному поведению. Лишь совокупность и постоянство этих признаков должны обратить внимание педагогов и родителей на возможный факт суицидальной попытки.

III. Виды суицида:

· демонстративно-шантажное суицидальное поведение (цель: не лишение себя жизни, а демонстрация субъектом этого намерения для привлечения внимания окружающих);

· самоповреждающее (парасуицидальное) поведение (нанесение самоповреждений, которые обычно совершаются с целью уменьшения переживаемого эмоционального напряжения);

· истинное суицидальное поведение (последовательная реализация обдуманного плана лишения себя жизни).

Специалисты утверждают, что провести четкую границу между истинными и демонстративно-шантажными попытками самоубийства можно только лишь для взрослых. Настоящего желания уйти из жизни у подростка может и не быть, так как представление о смерти у подростков крайне не отчетливое, инфантильное. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Однако любую демонстрацию самоубийственных действий подростка следует рассматривать как поступок опасный для его жизни.

IV. Факторы, предрасполагающие к суициду:

· отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых;

· резкое повышение общего ритма жизни;

· социально-экономическая дестабилизация;

· алкоголизм и наркомания среди родителей;

· жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие;

· алкоголизм и наркомания среди подростков;

· неуверенность в завтрашнем дне;

· отсутствие морально-этических ценностей;

· конфликт с друзьями или педагогами;

· потеря смысла жизни;

· низкая самооценка, трудности в самоопределении;

· безответная любовь;

· отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков.

Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи в жизни, становится жертвой самоубийства, при этом дети из неблагополучных семей, входящие в группу риска, должны находиться под пристальным вниманием педагогов и психологов. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека кчеловеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.

V. Меры, которые может предпринять педагог:

· для предотвращения случаев самоубийств среди детей педагог размещает в школе плакаты, буклеты с информацией о центрах психологической помощи с указанием адресов и телефонов;

· при выявлении учащегося, который нуждается в психолого-педагогической поддержке, педагог рекомендует родителям обращение к школьному психологу, социальному педагогу. Необходимо указанным специалистам совместно (педагогу, психологу, социальному педагогу) выработать коррекционную программу работы с данным учащимся;

· при отсутствии в штате образовательного учреждения педагога-психолога, учитель рекомендует родителям обращение в психолого-педагогические центры;

· в случае неявки родителя в школу или невыполнения им рекомендаций педагога (в течение 14 дней), администрация школы направляет письмо по месту работы родителя с уведомлением о невыполнении им родительских обязанностей;

· в случае работы с неблагополучной семьей, педагог привлекает к сотрудничеству Комиссии по делам несовершеннолетних при районных администрациях города;

· все свои действия педагог оформляет через служебные записки на имя администрации школы, которые должны регистрироваться в «Журнале по учету служебных писем», копия которых с отметкой о получении остается у педагога. Лицо, ответственное за регистрацию писем, назначается директором учебного учреждения. В случае отказа в регистрации письма, педагог составляет акт об этом отказе за подписью двух свидетелей (совершеннолетних).

VI. Советы для родителей по профилактике суицидального поведения детей:

· необходимо открыто обсуждать семейные и внутренние проблемы детей;

· необходимо помогать своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним;

· необходимо обязательно содействовать в преодолении препятствий;

· необходимо одобрять словом и делом любые стоящие положительные начинания детей;

· нельзя применять физическое наказание ни при каких обстоятельствах;

· необходимо больше любить своих подрастающих детей, быть внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.