22.11.2018
Работа по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно со школой, семьей и самими детьми.
I. Мероприятия, которые можно предложить педагогам в целях профилактики психотравмирующих факторов в образовательном процессе.
1.Внедрять в практическую образовательную среду технологии, направленные на сохранение здоровья учащихся, в том числе психологического, включив их в учебно-методический план работы учреждения:
· социально-адаптирующие и личностно развивающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья детей и повышение ресурсов психологической адаптации учащихся;
· психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, направленной на предотвращение формирования у детей и подростков дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.. Использовать для этого различные психогимастики, физкультминутки, коррекционно- развивающие паузы на снятие эмоционального напряжения.
2. Рассмотреть на методических семинарах, методических объединениях и совещаниях следующие вопросы:
· педагогические возможности коррекции эмоционального состояния учащихся (мероприятия, направленные на предотвращение формирования у детей и подростков дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.; распределение учебной нагрузки для каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей и возможностей; создание условий для необходимой двигательной активности детей);
· возможности образовательных учреждений в формировании навыков сохранения здоровья детей и подростков; обучение детей и подростков навыкам и умениям преодоления стресса; организация "Дней здоровья", "Дней психологической разгрузки", организация проектной научно-исследовательской деятельности самих учащихся по проблеме сохранения здоровья (под руководством учителей естественных дисциплин);
· использовать возможности адаптивной физической культуры (коррекционно-развивающие паузы, утренняя гимнастика, подвижные перемены, прогулки на свежем воздухе) для профилактики гиподинамии, утомляемости и эмоциональных нагрузок у учащихся;
3. Выработать систему педагогических мер помощи учащимся, испытывающим трудности в адаптации к учебному процессу (обеспечение личностно-ориентированного подхода в учебном процессе; при обучении ориентироваться на индивидуальные возможности и способности учащегося; создать условия для проведения дополнительных консультаций и занятий с отстающим учеником).
4. Проводить мероприятия (в рамках классных часов или иных форм внеурочной работы), направленные на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в детском и подростковом коллективе:
· теоретические и практические занятия по формированию у учащихся культуры сотрудничества; выработке у них коммуникативной компетенции (умений и навыков грамотно строить общение, предупреждать эмоциональные конфликты, конструктивно разрешать возникшие противоречия со сверстниками и взрослыми);
· разбор примерных конфликтных ситуаций с возможными вариантами их решения.
5.Организовать патронирование и оказание социально-педагогической поддержки неблагополучным семьям (классный руководитель совместно с психологом и социальным педагогом школы).
6.Проведение с родителями просветительских и обучающих мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для эмоционального, нравственного и физического развития ребенка в семье; по созданию в семье условий сохранения психологического здоровья детей.
Примерная тематика бесед с родителями может быть следующей:
· Создание в семье сотрудничающих взаимодействий с детьми
· Родительская поддержка ребенка при переходе в средние классы
· Влияние стиля воспитания родителей на личностное развитие ребенка
· Трудности подросткового возраста
· Помощь родителей детям с проблемами в обучении
· Психологические особенности юношеского возраста
Родительские собрания можно проводить в традиционной форме, можно использовать циклы просветительских программ «Университета для родителей» по вопросам воспитания и конструктивного взаимодействия с детьми.
7.Осуществление в образовательном процессе личностно-ориентированного подхода, изменение авторитарного стиля общения на демократический в системе «учитель - ученик».
8.
II. Признаки, по которым можно определить учащегося, переживающего трудную жизненную ситуацию:
1. Внешний вид и поведение:
· гипомимия (ослабление выразительных движений лицевой мускулатуры);
· амимия (отсутствие выразительности лицевой мускулатуры);
· тихий монотонный голос;
· замедленная речь;
· краткость ответов;
· отсутствие ответов;
· ускоренная экспрессивная речь;
· патетические интонации;
· причитания;
· склонность к нытью;
· общая двигательная заторможенность;
· бездеятельность, адинамия;
· двигательное возбуждение.
2. Эмоциональные нарушения:
· скука;
· грусть;
· уныние;
· угнетенность;
· мрачная угрюмость;
· злобность;
· раздражительность;
· ворчливость;
· брюзжание;
· неприязненное, враждебное отношение к окружающим;
· чувство ненависти к благополучию окружающих;
· чувство физического недовольства;
· безразличное отношение себе, окружающим;
· чувство бесчувствия;
· тревога беспредметная (немотивированная);
· тревога предметная (мотивированная);
· ожидание непоправимой беды;
· страх немотивированный;
· страх мотивированный;
· тоска как постоянный фон настроения;
· взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности;
· углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.
3. Психические заболевания:
· депрессия;
· неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
· маниакально-депрессивный психоз;
· шизофрения.
4. Оценка собственной жизни:
· пессимистическая оценка своего прошлого;
· избирательное воспоминание неприятных событий прошлого;
· пессимистическая оценка своего нынешнего состояния;
· отсутствие перспектив в будущем.
5. Взаимодействие с окружающими:
· нелюдимость, избегание контактов с окружающими;
· стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью;
· склонность к нытью;
· капризность;
· эгоцентрическая направленность на свои страдания.
6. Вегетативные нарушения:
· слезливость;
· расширение значков;
· сухость во рту («симптомы сухого языка»);
· тахикардия;
· повышенное артериальное давление;
· ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха;
· ощущение комка в горле;
· головные боли;
· бессонница;
· повышенная сонливость;
· нарушение ритма сна;
· отсутствие чувства сна;
· чувство физической тяжести, душевной боли в груди, в других частях тела;
· запоры;
· снижение веса тела;
· повышение веса тела;
· снижение аппетита;
· пища ощущается безвкусной;
· нарушение менструального цикла (задержка).
7. Динамика состояния в течение суток:
· улучшение состояния к вечеру;
· ухудшение состояния к вечеру.
Все вышеперечисленные признаки определяются педагогом методом наблюдения за учащимся и личной беседы с ним. Однако наличие только одного из вышеперечисленных признаков еще не свидетельствует о том, что подросток предрасположен к суицидальному поведению. Лишь совокупность и постоянство этих признаков должны обратить внимание педагогов и родителей на возможный факт суицидальной попытки.
III. Виды суицида:
· демонстративно-шантажное суицидальное поведение (цель: не лишение себя жизни, а демонстрация субъектом этого намерения для привлечения внимания окружающих);
· самоповреждающее (парасуицидальное) поведение (нанесение самоповреждений, которые обычно совершаются с целью уменьшения переживаемого эмоционального напряжения);
· истинное суицидальное поведение (последовательная реализация обдуманного плана лишения себя жизни).
Специалисты утверждают, что провести четкую границу между истинными и демонстративно-шантажными попытками самоубийства можно только лишь для взрослых. Настоящего желания уйти из жизни у подростка может и не быть, так как представление о смерти у подростков крайне не отчетливое, инфантильное. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Однако любую демонстрацию самоубийственных действий подростка следует рассматривать как поступок опасный для его жизни.
IV. Факторы, предрасполагающие к суициду:
· отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых;
· резкое повышение общего ритма жизни;
· социально-экономическая дестабилизация;
· алкоголизм и наркомания среди родителей;
· жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие;
· алкоголизм и наркомания среди подростков;
· неуверенность в завтрашнем дне;
· отсутствие морально-этических ценностей;
· конфликт с друзьями или педагогами;
· потеря смысла жизни;
· низкая самооценка, трудности в самоопределении;
· безответная любовь;
· отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков.
Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи в жизни, становится жертвой самоубийства, при этом дети из неблагополучных семей, входящие в группу риска, должны находиться под пристальным вниманием педагогов и психологов. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека кчеловеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.
V. Меры, которые может предпринять педагог:
· для предотвращения случаев самоубийств среди детей педагог размещает в школе плакаты, буклеты с информацией о центрах психологической помощи с указанием адресов и телефонов;
· при выявлении учащегося, который нуждается в психолого-педагогической поддержке, педагог рекомендует родителям обращение к школьному психологу, социальному педагогу. Необходимо указанным специалистам совместно (педагогу, психологу, социальному педагогу) выработать коррекционную программу работы с данным учащимся;
· при отсутствии в штате образовательного учреждения педагога-психолога, учитель рекомендует родителям обращение в психолого-педагогические центры;
· в случае неявки родителя в школу или невыполнения им рекомендаций педагога (в течение 14 дней), администрация школы направляет письмо по месту работы родителя с уведомлением о невыполнении им родительских обязанностей;
· в случае работы с неблагополучной семьей, педагог привлекает к сотрудничеству Комиссии по делам несовершеннолетних при районных администрациях города;
· все свои действия педагог оформляет через служебные записки на имя администрации школы, которые должны регистрироваться в «Журнале по учету служебных писем», копия которых с отметкой о получении остается у педагога. Лицо, ответственное за регистрацию писем, назначается директором учебного учреждения. В случае отказа в регистрации письма, педагог составляет акт об этом отказе за подписью двух свидетелей (совершеннолетних).
VI. Советы для родителей по профилактике суицидального поведения детей:
· необходимо открыто обсуждать семейные и внутренние проблемы детей;
· необходимо помогать своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним;
· необходимо обязательно содействовать в преодолении препятствий;
· необходимо одобрять словом и делом любые стоящие положительные начинания детей;
· нельзя применять физическое наказание ни при каких обстоятельствах;
· необходимо больше любить своих подрастающих детей, быть внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.