приказ О совершенствовании профориентационной работы в муниципальных образовательных учреждениях Киселевского городского округа

22.11.2018

Управление образования Киселевского городского округа

(УО КГО)

ПРИКАЗ

от 31.01.2017 г. № 111

О совершенствовании

профориентационной работы

в муниципальных образовательных

учреждениях Киселевского городского округа

На основании решения межведомственного совета по вопросам профессиональной ориентации обучающихся в Киселевском городском округе протокол №1 от 27января 2017г., с целью созданияусловий для проведения качественной, системной и комплексной работы по профессиональной ориентации обучающихся

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Главному специалисту управления образования Киселевского городского округа Левчик т.А. организовать контроль за реализацией Комплекса мер, направленных на совершенствование работы по профессиональному самоопределению обучающихся в Киселевском городском округе

2. МБУ «Информационно-методический центр» (Васильченко Н.Л.) обеспечить методическое сопровождение реализации Комплекса мер, направленных на совершенствование работы по профессиональному самоопределению обучающихся в Киселевском городском округе. План мероприятий разработать до 15.02.2017г.

3. Руководителям образовательных организаций:

3.1. На сайтах образовательных организаций создать страницу «Профессиональная ориентация обучающихся». Срок исполнения 01.03.2017г.

3.2. Сформировать банк данных профессиональных намерений обучающихся, желающих получить ту или иную профессию/специальность. Обновление 2 раза в год.

3.3. Разработать модель организации профессиональных проб для обучающихся 9 классов на 2017-2018 по результатам банка данных профессиональных намерений обучающихся, с учетом программ профессиональных проб профессиональных учебных заведений города, учреждений дополнительного образования, школы.

4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Начальник управления образования Е.В. Теплова

С приказом ознакомлены:


Положение об организации и проведении профессиональных проб

для обучающихся в Киселевском городском округе

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об организации и проведении профессиональных проб обучающимися 9 классов школ Киселевского городского округа (далее - Положение) устанавливает цели и задачи проведения профессиональных проб в Киселевском городском округе, регламентирование образовательного процесса при реализации программ профессиональных проб, распределение ответственности при организации профессиональных проб в сетевом взаимодействии организаций общего, профессионального образования.

1.2 Правовой основой Положения выступают:

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г., № 1897);

-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г., № 413);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

1.3. Профессиональная проба – это завершенный вид учебно-трудовой деятельности обучающихся, моделирующий элементы определенного вида технологического (производственного) процесса и способствующий формированию целостного представления о содержании конкретной профессии или группы родственных профессий.

1.4. Профессиональная проба, являясь средством профессионального самоопределения обучающихся, направлена:

– на повышение ценности предметных знаний, как ресурса для получения соответствующего профессионального образования;

– развитие профессионально значимых качеств и предпрофессиональных компетентностей;

– корректировку профессиональных намерений обучающихся с целью повышения качества последующего профессионального обучения.

1.5. Профессиональные пробы организуются для помощи обучающимся в конкретном выборе профессии или построении персонального профессионально-образовательного проекта.

1.6. Профессиональные пробы являются важной содержательной частью профессиональной ориентации обучающихся 9-х классов.

1.7. В учебном плане основной образовательной программы профессиональные пробы реализуются за счет времени, отводимого на реализацию элективных курсов в части, формируемой участниками образовательного процесса согласно требованиям ФГОС нового поколения. Так же профессиональная проба может быть реализована во внеурочной форме социально значимой деятельности определённой направленности за счет часов, отводимых на реализацию данного направления в программе воспитания и социализации личности. Оптимальная продолжительность профессиональной пробы не менее 16 часов.

1.8. Комплектование групп для прохождения профессиональных проб осуществляется на добровольной основе, исходя из индивидуальных образовательных потребностей и интересов обучающихся. Группы для занятий формируются всех обучающихся школ округа, объединенных в муниципальную образовательную сеть. Оптимальная численность группы не более 20 человек. При наличии в рамках профессиональной пробы предлагаемых специализаций в определенном типе профессиональной деятельности может осуществляться деление группы на подгруппы численностью не более 10 человек.

1.9.Организация профессиональной пробы осуществляется с использованием кадровых, информационных, материально-технических, учебно-методических ресурсов профессиональных проб договором между управлением образования администрации Киселевского городского округа и профессиональными образовательными организациями.

2. Цель и задачи организации и проведения профессиональных проб

2.1. Целью проведения профессиональных проб в муниципалитете является повышения качества и доступности профориентационных услуг, реализуемых в совместной деятельности организаций общего, профессионального образования (в том числе с использованием ресурсов социальных партнеров) для обеспечения сознательного выбора обучающимися направления профессиональной деятельности.

2.2. Задачи проведения профессиональных проб:

· предоставить обучающимся возможности выбора профессиональных проб по различным направлениям профессиональной деятельности и возможной специализации (в рамках выбранного направления);

· познакомить обучающихся с профессией или с классом профессий в практико-ориентированной деятельности, моделирующий элементы определенного вида (видов) технологического (производственного) процесса;

· содействовать формированию допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной сфере профессиональной деятельности;

· способствовать осознанию обучающимся роли приобретенных знаний и опыта деятельности во время профессиональной пробы в плане выбора направления профессиональной подготовки и построения личной профессиональной перспективы;

3. Содержание профессиональных проб

3.1.В содержание профессиональных пробы включается какая-либо одна отрасль (отрасли народного хозяйства – промышленность, сельское хозяйство, строительств, транспорт, связь и др.), которая обладает рядом характерных особенностей, отражающих специфику определенной сферы профессиональной деятельности.

При выборе отрасли соблюдаются следующие требования:

-распространенность профессий отрасли, наличие ярко выраженных специфических особенностей сферы;

-доступность для выполнения обучающимися комплекса профессиональных проб (в рамках отрасли);

-наличие в отрасли типичных профессий в соответствии с избираемой для профессиональной пробы сферой;

-возможности отрасли для определения содержания и объектов профессиональной пробы и развития профессионального интереса обучающихся;

- соблюдение принципа преемственности профессиональной образовательной организации.

3.2. В рамках определенной отрасли обучающимся может быть предложен целый ряд профессиональных проб в соответствии со спецификой выполняемых трудовых действий работником определенной профессии. Каждая профессиональная проба составляет самостоятельную, логически завершенную единицу учебно-трудовой деятельности.

3.3. Содержание профессиональных проб разрабатываются в соответствии с основными требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов к профессиональным компетенциям специалистов определенного профиля и утверждается организациями, участвующими в проведении профессиональных проб.

3.4. Содержание профессиональной пробы должно включать три компонента — технологический, ситуативный, функциональный, интеграция которых позволяет воссоздать целостный образ профессии.

3.4.1. По каждому компоненту профессиональной пробы перед обучающимися ставится задача (задание) определенной степени трудности (уровня сложности), оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении заданий, и определяется тот продукт деятельности (результат), который учащийся должен получить по завершении цикла профессиональной деятельности в результате тех или иных воздействий.

3.4.2. В содержании рабочей программы для обучающихся предусматриваются профессиональные пробы трёх уровней сложности. Пробы первого уровня требуют от учащихся сформированности первичных профессиональных умений, достаточных для их реализации на уровне исполнителя. Пробы второго уровня носят исполнительско-творческий характер, в них предусматриваются элементы рационализации профессиональной деятельности. Пробы третьего уровня сложности нацелены на самостоятельное планирование обучающимся своей работы, постановка промежуточной и конечной целей, анализ результатов деятельности.

3.4.3. Ознакомление обучающихся с содержанием профессиональных проб организуется таким образом, чтобы они смогли самостоятельно выбрать уровень сложности задания в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний.

3.5.Рабочие программы профессиональных проб разрабатываются в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к учебным документам такого рода. Регламент разработки и согласования рабочих программ профессиональных проб на новый учебный год утверждается приказом руководителя профессиональной образовательной организации и согласовывается с общеобразовательными организациями до начала нового учебного года.

3.5.1. Процедура разработки профессиональной пробы включает в себя:

· анализ индивидуальных запросов обучающихся 9 классов;

· определение тематики профессиональных проб по видам профессиональной деятельности;

· отбор содержания в соответствии со спецификой выполняемых трудовых действий работником определенной профессии;

· формирование ресурсного обеспечения профессиональной пробы;

· разработка учебной (рабочей) программы профессиональной пробы.

3.5.2. Согласование рабочих программ осуществляется на совместном заседании методического совета организаций общего и профессионального образования, чьи ресурсы задействованы в ее реализации профессиональной пробы. После проведения согласования и вынесения положительного решения по использованию профессиональной пробы в учебном процессе, программы утверждаются руководителем профессиональной образовательной организации.

3.5.3.Перечень рабочих программ профессиональных проб предоставляется в общеобразовательные организации профессиональными образовательными организациями, расположенными на территории Муниципалитета. Профконсультант, ответственный в общеобразовательном организации за профориентационную работу (классный руководитель), организует проведение процедуры выбора обучающимися 9х классов профессиональных проб для прохождения в учебном году.

3.6. При разработке содержания профессиональных проб необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся.

3.7. Содержание профессиональной пробы зависит от материально-технического оснащения профессиональной образовательной организации, муниципальных особенностей. Поэтому в программу могут вноситься изменения и уточнения, видоизменяться формы организации профессиональных проб, варьироваться их содержание, последовательность и время обучения обучающихся.

4. Организация проведения профессиональных проб

4.1. Субъектами профессиональных проб выступают:

· обучающиеся 9 классов общеобразовательных организаций;

· педагогические работники;

· общеобразовательные организации;

· профессиональные образовательные организации;

· образовательные организации дополнительного образования;

· социальные партнеры.

4.2. Профессиональная проба может быть организована на базе общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций. Прохождение обучающимися профессиональной пробы может быть рассчитано на четверть, полугодие, учебный год.

4.3. Порядок организации профессиональных проб определяется местом её проведения и содержанием.

4.4. Итогом профессиональных проб для обучающихся 9-х классов должен стать выбор дальнейшего образовательно-профессиональной траектории: поступление в профессиональную образовательную организацию по выбранному направлению профессиональной подготовки либо продолжение обучения в 10-м классе в рамках выбранного профиля.

4.5. При необходимости для проведения профессиональных проб общеобразовательная организация заключает договоры с принимающей образовательной организацией (социальными партнерами) о создании условий для прохождения профессиональных проб обучающимися.

4.6. Непосредственную организацию прохождения профессиональной пробы обучающимися осуществляет общеобразовательная организация.

Общеобразовательная организация обеспечивает:

– согласование рабочей программы профессиональной пробы;

– заключение до начала прохождения профессиональной пробы двухсторонних договоров с соответствующим организацией об условиях и порядке прохождения профессиональной пробы обучающимися;

– издание приказа о прохождении профессиональной пробы обучающимися в соответствующем учебном году;

– закрепление лиц, ответственных за прохождение обучающимися профессиональной пробы со стороны общеобразовательной организации;

– распределение обязанностей за ответственными специалистами, организующими прохождение профессиональной пробы обучающимися;

– распределение обучающихся по конкретным профессиональным образовательным организациям (учреждениям) на время прохождения профессиональной пробы;

– составление графиков перемещения обучающихся по местам прохождения пробы в соответствии с утвержденной программой профессиональной пробы и в зависимости от возможностей конкретной принимающей организации (учреждения);

–направление обучающихся в принимающую профессиональную образовательную организацию в сроки, установленные учебными планами и программами;

– контроль за соблюдением требований норм охраны труда, а также санитарных, гигиенических норм, положений о труде несовершеннолетних, кодекса законов о труде во время прохождения обучающимися профессиональной пробы;

контроль предоставления принимающей организацией необходимых условий обучающемуся во время прохождения пробы.

Принимающая профессиональная образовательная организация обеспечивает:

– издание приказа, в котором определены ответственные специалисты за профессиональную пробу школьников, списки обучающихся, сроки прохождения проб, условия работы, рабочее место;

– охрану труда обучающихся на рабочем месте;

– объективную оценку результатов профессиональной пробы на основе оценочных критериев, представленных в утвержденной программе профессиональной пробы;

– подготовку сертификата по результатам прохождения обучающимися профессиональной пробы за подписью руководителя принимающей организации.

4.7. Основными документами, регламентирующими организацию профессиональной пробы в муниципалитете, являются рабочая программа, учебный график, расписание занятий с указанием места прохождения профессиональной пробы. Перечисленные документы согласовываются с организациями, участвующими в проведении профессиональных проб.

4.8. Перед началом прохождения профессиональных проб профконсультант, ответственный за прохождение обучающимися профессиональной пробы со стороны общеобразовательной организации:

– составляет список обучающихся для прохождения профессиональной пробы;

– согласовывает график прохождения профессиональных проб с соответствующими профессиональными образовательными организациями, социальными партнерами, участвующими в реализации программы;

– знакомит обучающихся с содержанием программы, графиком прохождения, формой представления результатов профессиональной пробы;

– проводит инструктаж, в котором доводит до сведения обучающихся информацию о соблюдении правил внутреннего распорядка организации, на базе которой обучающиеся будут проходить профессиональную пробу.

4.9. В ходе прохождения обучающимися профессиональных проб профконсультант осуществляет контроль выполнения обучающимися требований рабочей программы, оказывает организационную помощь специалистам профессиональной образовательной организации в ее реализации.

4.10. Профессиональные пробы проводятся в соответствии с утвержденным сетевым расписанием. Учет проведенных занятий, посещаемости и учебных достижений обучающихся осуществляется в специальном журнале. При его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классного журнала.

4.11. Оценивание достижений обучающихся при прохождении профессиональной пробы проводится в форме «зачет \незачет». Документом, подтверждающим результаты прохождения обучающимся профессиональный пробы на базе профессиональной образовательной организации, является сертификат за подписью руководителя профессиональной образовательной организации. По запросу общеобразовательной организации может предоставляться выписка журнала учета посещаемости обучающимся занятий профессиональной пробы.

5. Условия реализации профессиональных проб

5.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, участвующие в реализации рабочих программ профессиональных проб, должны иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.

5.2. Реализация рабочих программ профессиональных проб осуществляются по соглашению организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

5.3. В процессе организации и проведения профессиональных проб необходимо предусматривать следующие условия:

– подготовка преподавателя (мастера производственного обучения) к проведению занятий по профессиональным пробам: разработка содержания профессиональных проб с выделением этапов, уровней сложности выполнения заданий; подбор инструментов, технологической документации, наглядные пособия для демонстрации опытов, принципов действия, обеспечивающие усвоение обучающимися предлагаемого материала; разработка критериев оценки выполнение профессиональных пробили их этапов;

– ознакомление обучающихся с содержанием профессиональной деятельности, в сфере которой организуются пробы, требованиями к профессионально важным качествам специалиста и медицинским противопоказаниям;

– проведение диагностического тестирования (подбор тестов, разработка инструкций к проведению диагностического тестирования, осуществляется педагогом-психологом профессиональной образовательной организации );

– ознакомление обучающихся с содержанием профессиональных проб и организацией их выполнения.

5.4. Управления образованием, представители родительской общественности и общеобразовательных организаций имеют право рассматривать ход реализации программ профессиональных проб и выполнение договорных обязательств.

5.5. Профессиональная образовательная организация, обеспечивает текущий учет результатов освоения обучающимися рабочих программ профессиональных проб.

6.Распределение ответственности при реализации профессиональной пробы

6.1. Общеобразовательная организация несет ответственность за организацию прохождения обучающимися профессиональной пробы и контроль за его реализацией. Профессиональные образовательные организации несут ответственность за прохождение профессиональной пробы обучающимися непосредственно на рабочем месте.

6.2. Направление обучающихся общеобразовательной организации для прохождения профессиональных проб в другие организации осуществляется с согласия их родителей или законных представителей (форма согласия прилагается).

6.3. Все споры и разногласия, возникающие при реализации профессиональных проб, разрешаются путём переговоров. В случае невозможности разрешения разногласий путём переговоров, они подлежат разрешению в порядке, определённом действующим законодательством


Уважаемые родители!

Ваш ребенок стоит на пороге выбора профессии! Для обеспечения сознательного выбора направления профессиональной деятельности, профессиональные образовательные организации Киселевского городского округа (ГПОУ Киселевский педагогический колледж, ГПОУ Киселевский горный техникум) предлагают обучающимся школ пройти профессиональные пробы. Ваши дети смогут попробовать себя в разных видах трудовой деятельности. Профессиональная проба позволит ребенку сделать выбор пути дальнейшего образования (техникум или высшее учебное заведение).

Профессиональные пробы бесплатныеи доступны для всех обучающихся 9 классов.

Подробную информацию о профессиональных пробах можно получить у администрации вашей школы.

Для прохождения профессиональных проб необходимо ваше согласие по форме:

Разрешение от родителей

(на проведение профессиональных проб)

Я, _________________________________________________________, разрешаю моему

фамилия, имя, отчество

сыну/моей дочери __________________________________________________________

(ненужное зачеркнуть) (фамилия, имя, отчество)

участвовать в профессиональных пробах.

С информацией об организации и проведении профессиональных проб ознакомлен.

«__»___________20__ г. ____________________________

( дата) (подпись)

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.