27.11.2019
Организация тьюторской деятельности руководящих и педагогических
кадров в образовательных учреждениях (из
опыта работы)
В наш век высоких технологий, бешеных
скоростей, с которыми успевает устаревать информация, тьютор становится одной
из важнейших фигур в образовательном
учреждении, помогающих педагогу и ребенку стать успешным.
В
дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс
самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку
разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ.
На
простом языке тьютор – это наставник.
Тьюторство – это отдельная культура, формировавшаяся в истории параллельно
культуре преподавания и обучения. Учитель и тьютор – взаимодополняющие позиции
в целостном построении образования.
Тьютора
можно рассматривать с двух позиций педагогической детальности: сопровождение
учащегося и сопровождение самой педагогической деятельности.
Первая
позиция тьюторского сопровождения позволяет педагогам развивать интересы каждого ученика, помогать
школьникам осваивать способы нахождения
новых знаний, отвечать на их
конкретные запросы.
Остановимся
на второй позиции тьюторского
сопровождения в школе - содействие развитию профессиональной компетентности
педагога, его способности решать профессиональные задачи, обусловленные целями
обновления общего образования.
Анализ практики
повышения квалификации и профессионального становления педагогических кадров свидетельствует о содержательных проблемах в организации учебной деятельности.
На 2018-2019 учебный год была определена проблема нашего образовательного учреждения: «Совершенствование
воспитательно- образовательного процесса на основе компетентностного подхода в условиях введения профессионального
стандарта педагога».
Методическая проблема: «Недостаточная компетентность учителя в условиях введения
профессионального стандарта педагога».
Определена единая методическая тема: «
Профессиональный стандарт педагога как
основа реализации ФГОС».
По данной проблеме
были намечены и проведены педсовет по теме
«Профессиональный стандарт как
условие повышения квалификации
педагога», практико-
ориентированный семинара по единой теме
«Профессиональный стандарт педагога как
основа развития творческого потенциала учителя в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС
ОО».
Предназначение
тьютора при решении поставленной проблемы- актуализация поддерживающей образовательной среды,
позволяющей педагогам в удобном для них режиме достигнуть целей развития
собственной компетентности.
При
этом тьютор выполняет
следующие виды функций:
Обратите внимание на слайд.
· Управленческая
функция.
· Диагностическая
функция.
· Функция
целеполагания.
· Мотивационная
функция.
· Функция
планирования.
· Коммуникативная
функция.
· Функция контроля.
· Функция рефлексии.
· Методическая
функция.
Чтобы не было это голословным, хочется поделиться
как эти функции осуществляются в нашем учреждении.
Управленческая функция
включает следующие конкретные действия: организацию и анализ учебно-
воспитательного процесса как в начальной школе, так и в основной
школе.
Диагностическая функция позволяет взвешенно оценить происходящее,
положительные и негативные стороны деятельности педагогов и обучающихся. В работе
тьютора эта функция проявляется в
следующих действиях: анализ результатов предварительной диагностики,
включающая изучение потребностей
обучающихся, их исходного уровня подготовки, опыта; диагностика степени
усвоения обучающимися содержания изучаемого курса (идей
моделей и концепций), диагностика
формирования универсальных
учебных действий обучающихся 1-4
классов в течение учебного года при
проведении учебных занятий, в конце года- при проведении итоговых
комплексных работ учащихся начальной школы и Всероссийской
проверочной работы обучающихся 4 классов.
Функция целеполагания составляет основу работы тьютора.
Тьютору важно научить педагогов устанавливать и формулировать
разнообразные цели, например, долгосрочные и краткосрочные цели образования и
обучения обучающихся. Первые относятся ко всему периоду обучения, вторые —
к элементам учебного процесса. Это цели
конкретных упражнений с обучающимися, цели того или иного собственного
действия. Это учебные и организационные цели.
Мотивационная функция тьютора состоит в создании и поддержании атмосферы заинтересованности, доверия и
поддержки в коллективе, создание ситуации успеха в педагогической деятельности.
Функция планирования заключается в упорядочении действий
обучающихся и педагогов в соответствии с задуманной целью. Эффективное
планирование в образовательном процессе основывается на умении: формировать
учебные цели с учетом анализа результатов предварительной диагностики, определять
последовательность действий в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми
результатами, анализировать урок в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Функция
тьютора - установление коммуникаций - особенно важна при работе с коллективом при проведении педсоветов в форме круглого стола, в форме групповой работы- для
установления взаимоотношений как между тьютором и педагогами, так и между самими педагогами. В нашем образовательном
учреждении в основе лежат такие требования: доброжелательные и партнерские
взаимоотношения; организация совместной деятельности педагогов в группе на основе сотрудничества,
согласования целей групповой деятельности и способов их совместного достижения.
;
Успешность
функции контроля тьютора в
коррекции и оценке
запланированных действий. В плане внутренней
системы оценки качества образования по реализации ФГОС НОО выделены виды
контроля административный, фронтальный,
тематический, персональный. В ходе проверки
тьютор анализирует деятельность, определяя степень успешности обучения;
комментируя недочеты и ошибки в соответствии с результатами. внутренней системы оценки качества образования по
реализации ФГОС НОО, ведёт мониторинг
предметных и метапредметных достижений обучающихся.
Функция рефлексии тьютора в общеобразовательном учреждении
имеет важное значение, так как
направлена на организацию рефлексии деятельности
педагогов с целью анализа их деятельности, понимания места «проблемных точек»,
вызвавших их причин и версий устранения затруднений, а также понимания того,
что необходимо знать и уметь самому педагогу.
Методическая
функция тьютора
направлена на обмен информацией с другими общеобразовательными учреждениями ; оказание методической
помощи молодым специалистам, вновь
прибывшим педагогам; анализ и
описание собственного тьюторского опыта;
применение в собственную практику эффективного опыта других тьюторов.
Вся
работа МО нашей школы осуществляется в соответствии
с единой методической темой образовательного учреждения
«Профессиональный
стандарт педагога как основа реализации ФГОС НОО».
Для
реализации поставленных задач
составляется план, который охватывает все направления методического
объединения. Поставленные задачи решаются через открытые уроки, семинары- практикумы, работу со слабыми и
одаренными детьми, через изучение новинок методической и педагогической
литературы. Я думаю, что и в ваших
образовательных учреждениях ведётся такая же работа, поэтому не буду
заострять на этом внимание.
На сегодняшний день стоит проблема с молодыми кадрами. В рамках новых требований
работать сложно. Поэтому работа тьютора направлена на то, чтобы удержать молодого
специалиста, научить его, оказать профессиональную методическую помощь Это, я думаю, вся наша
общая проблема – привлечение и
сохранение молодых педагогических кадров.
Очень трудно адаптироваться и педагогам, имеющим за плечами большой
педагогический стаж. Задача тьютора: оказание методической помощи в
форме индивидуальных бесед, консультаций, выявление и решение возникающих
проблем, совершенствование компьютерной
грамотности.
Важным направлением в работе МО является постоянное
совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через
самообразование и курсовую систему повышения квалификации. Таким образом, за 5 лет курсовую
переподготовку по новому федеральному
образовательному стандарту прошли 100% учителей начальных классов.
Вы видите
на слайде самые актуальные
темы по самообразованию педагогов нашей школы.
На заседаниях МО данные темы освещаются,
анализируются в таких формах: мастер-
классы, творческие мастерские, круглые столы, обмен и презентация индивидуального передового опыта, рассмотрение возникших актуальных проблем, решение и выход
из проблемных ситуаций,
анализ и
оценка планируемых результатов
в условиях реализации ФГОС.
На итоговом заседании МО учителей начальных
классов работа МО анализируется, выносятся общие проблемы,
намечается совместный план дальнейших
действий.
На основе результативности учебного
процесса планируется работа на новый учебный год в соответствии с проблемой
школы и задачами.
Хочется сделать вывод, что широкое поле деятельности тьютора позволяет
проявлять себя с самых разных сторон.
Так в образовательных учреждениях Кемеровской области уже на протяжении ряда лет проходят постоянно-действующие практико- ориентированные семинары тьюторов, куда приглашаются и руководители образовательных учреждений и заместители директоров, педагоги начального обучения, где представлен интересный опыт, где мы учимся, стараемся взять самое лучшее и внести в свои коллективы. Так за последние два года на таких тьюторских семинарах побывали 134 педагога Киселёвского городского округа, в том числе и педагоги нашей школы. Спасибо Вам за ежедневный кропотливый труд.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.11.2019
Дата обновления: 27.11.2019
Дата публикации: 27.11.2019