27.11.2019
«Мир – планете Земля»
(музыкально-литературная композиция, посвящённая 75 – летию Победы в
Великой Отечественной войне)
О.И. Иванова, Г.А. Кемаева
МБОУ «СОШ №28», г. Киселёвск,
Кемеровская область
В
настоящее время по-прежнему важное место занимает воспитание в детях
патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины. Нельзя вырастить
настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим
истокам. Воспитание патриотизма к своей Родине невозможно без знаний истории
своего народа. Одним из таких знаний является память о тяжёлых годах Великой
отечественной войны. Сами мы много знаем о войне, искренне чтим память о ней,
того же ждём и от своих учеников, забывая, что они выросли в новой стране, в
другом времени.
Какое
же представление имеют современные дети о Великой Отечественной войне?
Исследования показали, что наши обучающиеся мало знают о годах Великой Отечественной
войны, о тяготах, выпавших на долю русского народа, о тяжёлом военном детстве.
Поэтому, планируя воспитательную работу, мы особое внимание уделяем
военно-патриотическому воспитанию.
С
целью формирования гражданского самосознания обучающихся в условиях современной
школы, были проведены классные часы, встречи с ветеранами войны и тружениками
тыла, экскурсии в музей, на которых знакомили детей с историей своей Родины, с
историей жизни детей – участников Великой Отечественной войны,
пионерами-героями. Итог этой работы – подготовка и проведение
литературно-музыкальной композиции «Мир – планете Земля», посвящённой 75 –
летию победы над фашизмом.
Цель:
Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.,
воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества,
способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать
больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны.
Задачи:
Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности,
воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к пожилым людям,
к традициям своего народа.
Материалы:
мультимедийная презентация «Пионеры - герои», «Фотографии героев войны», видео
ролик на песню Я. Фрадкина «Журавли».
Оформление сцены: панно «Три березы», голуби. Слова «Никто не забыт - ничто не забыто», даты войны. Перед сценой
стоят портреты пионеров-героев в виде небольших холмиков.
На экране видео ролик на песню Я. Фрадкина «Журавли». Во время
последнего куплета на сцену медленно, опустив голову, выходят дети. Хаотично
рассаживаются на сцене и замирают в позе сна. Заканчивается ролик, и дети
просыпаются под музыку «Как прекрасен этот мир».
На переднем плане дети рисуют, играют, лепят; музыка обрывается, взрыв,
выстрелы. Дети по-разному прячут лица, руки, головы от взрывов.
Ведущая:
Война! Взрывы, крики, кровь, смерть.
Страшные картины встают перед
глазами, а самое ужасное на войне – это гибель детей. Так было ровно 75 лет
тому назад, в годы Великой Отечественной войны.
Я сегодня, наверное, буду
Задыхаясь в слезах, как в дыме
Мучится мыслями о людях
Умершими очень молодыми,
Которые, на заре или ночью
Неожиданно и неумело
Умирали, не дописав неровных строчек
Не долюбив, не досказав, не доделав.
/дети в это время ломающимися резкими движениями пытаются встать, но
затем беспомощно оседают, затем медленно расходятся в стороны и опускают
головы/
Ведущая:
Добро и зло. Как долго
существует мир, так издавна идет борьба между ними. Зло, мы знаем его ужасную,
разрушающую, никого не щадящую силу. Так неожиданно, страшно оно обрушилось на
нашу Родину в 1941 году и глубоким ожогом прошло по ней ровно 4 года до
1945года.
/звучит музыка «Вставай, страна огромная»/
Ведущая: И
вставала наша страна на борьбу с фашистами.
Вставали солдаты и офицеры, женщины и
старики /пауза/ дети…
/Дети
расступаются в стороны, внимание на холмики, где портреты пионеров-героев/.
Ведущая: /перечисляет
фамилии детей: Зина Портнова, Валя Зенкина, Галя Комлева, Марат Казей, Лёня
Голиков, Валя Котик и др./
Дети, они были ненамного, старше Вас,
а некоторые и Ваши ровесники.
Дети… они были всюду: в
бою, в тылу, в партизанском отряде, в
оккупации и концентрационных лагерях.
/Дети рассредоточиваются по площадке, звучит музыка тревоги, свет
прожекторов, дети прячутся от них, затем высвечивают одного ребёнка/.
1. «Я была совсем девочкой. Я знала,
что отец помогает партизанам, понимала. Часто он брал меня с собой. Посадит на
телегу – едет человек с девочкой. Это не так бросалось в глаза. Когда приедем
куда надо, он достаёт оружие и листовки. Потом он стал посылать меня на
станцию. Научил, что надо запомнить. Я тихонько крадусь по кустам и до ночи там
прячусь – считаю, сколько составов пришло».
/свет
прожекторов высвечивает мальчика/
Ведущая: Марат
Казей.
2. «Осенью мне уже не пришлось ходить
в школу, потому, что её фашисты превратили в свою казарму. Маму, за связь с
партизанами, повесили. Тогда я стал разведчиком в партизанской бригаде:
проникал во вражеские гарнизоны, добывая ценные сведения, минировал железную
дорогу, участвовал в боях.
Ведущая: погиб
/ставит свечу к холмику с портретом/
/вновь свет прожекторов, высвечивает девочку/
3. «А мне мама рассказывала, что было
мне в то время 8 лет. Нужно было взорвать немецкую столовую. Женщины решили
заложить бомбу в печь, а её надо было пронести. И я пронесла в корзинке с
одеждой и куклой эту бомбу».
/ свет прожекторов, девочка со свечой/
Ведущая: Таня
Савичева
4. «Я жила в блокадном Ленинграде.
Фашисты постоянно обрушивали смертоносный огонь с суши, с моря и воздуха. Люди
умирали от голода и холода. Начали умирать мои родные. Первой умерла сестра
Женя, за ней бабушка и брат. А потом дядя Вася, дядя Лёша и мама. Савичевы
умерли все».
Ведущая: Умерла
и Таня /ставит свечу к холмику с портретом /
5. Девочка: «Нам с сестрёнкой было 6
и 7 лет. Мама рассказывала, как ходила с нами по городу и смотрела, где
расположились немецкие части и какие. Крикнет на неё фашист, она откроет рот -
и притворится дурочкой. Потом она замолчала и говорит: «Я рисковала своими
девочками».
Ведущая: Зина
Портнова
6. Война застала меня, когда я была в
деревне Зуя на каникулах. Домой в Ленинград уже вернуться не смогла и стала
членом подпольной организации «Юные мстители». Участвовала в дерзких операциях
против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского
отряда вела разведку. После одной из
операций фашисты схватили меня».
Ведущая: Юную
патриотку Зину Партнову зверски замучили фашисты, но она оставалась стойкой,
мужественной, не сгибаемой /ставит к холмику
с портретом
Включается свет, идут мальчики пантомимическим шагом, хором декламируют:
Гудит земля от тысяч ног,
Машины, люди –
всё в движенье,
На перекрёстке
трёх дорог
Поймёшь, что значит наступленье.
Вперёд летит людской поток
Стоит солдат глазами шарит
Видать запутался, сынок,
Что не найдёшь дороги, парень?
А пригляделся, да сынку
От силы может
лет 13
Да он сынок, он
сын полка
И может силой
потягаться.
А путь для всех теперь один
Скажи, товарищ, поскорее
Где тут дорога на Берлин
Да та, которая прямее
/девочки, одетые как узницы концлагеря, медленно выходят в центр сцены и звенят в колокольчики. В это время девочка со
свечой выходит на сцену и читает стихи/.
6. Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте, стучит со всех сторон
Это раздаётся в Бухенвальде колокольный звон, колокольный звон,
колокольный звон.
Бухенвальд, Саласпилс и многие другие
немецкие концентрационные лагеря. Сотни, тысячи, миллионы детей сожжены.
/ставит свечу к холмикам с портретами /
Ведущая: Дети,
они были дети.
Говорят дети:
1. Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
2. Жизнь обещала, любовь обещала,
Родина!
3. Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
4. Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
5. Пламя ударило в небо – ты помнишь,
Родина?
6. Тихо сказала: «Вставайте на
помощь», Родина!
7. Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина!
8. Просто был выбор у каждого (Все): Я или Родина!
Ведущая:
Вспомним их поимённо,
Горем вспомним своим,
Это надо не мёртвым,
Это нужно живым!
1. Над могилой, в тихом парке,
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.
2. Мы склонились низко-низко,
У подножья обелиска,
Наш венок расцвёл на нём
Жарким, пламенным огнём.
3. Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих,
Память светлую о них!
Я преклоняю голову перед этими
небольшими холмиками. Почтим память всех погибших в годы войны, минутой
молчания /все встают/
Ведущая: Великая Отечественная война оставила
огненный след не только на полях сражений. Немалые трудности и лишения выпали
на долю тех, кто находился в тылу, где ковалось оружие Победы. Это был тоже
фронт, только трудовой, тяжелый, изнурительный. Его бойцы ковали победу у
станков, на полях.
Рассказы детей о своих родных героях войны.
1. Дима. Мой прадедушка Кемаев Илья Иванович, ему сейчас 87
лет, хорошо помнит, как началась война, как все плакали и провожали на фронт
родных, как уходил на войну его отец - и сколько было слез радости, когда вернулся домой. А сам прадед быстро
повзрослел – пришлось работать в колхозе, проживал он тогда в Новосибирской области. Ему было всего 11 лет
(он был таким же, как я сейчас). Дед вспоминает, что в школу он больше не
пошел, а с ребятами и женщинами работал в поле. Они пололи картофель, пшеницу,
косили траву и складывали в стога. А зимой, по первому снегу, перевозили их, чтобы кормить коров и лошадей. Также работали на уборке хлеба, собирали с женщинами колоски в поле, а
потом копали картофель и все возили на
телегах в хранилище. Дед рассказал, как они на повозках, запряженных
быками, с транспарантами, перевозили хлеб с поля на зерносушилку. Было
весело, старались шутить, думая о победе. Мой прадед не был на войне, но работал в колхозе под девизом:
«Все для фронта - все для победы». За работу во время войны мой прадедушка
приравнен к участникам ВОВ.
2. Миша: Мой
прадедушка Пусев Фёдор Семёнович, прожил долгую и нелёгкую жизнь. Много
жизненных испытаний ему пришлось пройти, а самое сложное из них – война!
В феврале 1942 года его, как и тысячу
других юношей забрали в армию. Но так как у прадеда было образование, его
отправили в офицерское училище, учиться на миномётчика.
Летом 1943 года, он принял своё
первое боевое крещение. Участвовал в одном из величайших сражений Великой
отечественной войны – Курской битве. Был тяжело ранен.
12 сентября, выписавшись из
госпиталя, он снова отправляется на фронт. В боях за освобождение Киева его
снова ранили, но уже очень тяжело.
Только в середине 1944 года – деда
выписали, но функции руки так и не восстановились.
Я горжусь своим прадедушкой. Мы не
должны забывать про военные события, потому что за наше благополучие было
отдано много жизней.
Читают дети:
Этот день особенный, желанный.
Солнце светит ярко в вышине.
День Победы — праздник
долгожданный
Отмечается у нас в стране.
Но особенно он дорог ветеранам,
Слезы радости и боли в их глазах.
Не зажить никак душевным ранам,
И дрожат цветы у них в руках.
Эвелина: Мой прадедушка Ветчинкин Николай Филиппович участвовал в
Великой Отечественной Войне. Он родился 20 декабря 1926 года в селе Слобода
Покровское Белгородской области. Когда началась война, прадедушке было всего 15
лет, он учился в городе Кемерово в ремесленном училище. В 1944 году отправился
на фронт. В городе Омске в учебном танковом полку получил звание сержанта. В
1945 году принял участие в боевых действиях с Японией. Он получил орден
Отечественной Войны и медаль за победу над Японией. Также имеет несколько юбилейных медалей. Всего
прадедушка служил в армии 6 лет. После службы приехал в город Киселевск, и
работал электрослесарем по ремонту шахтового оборудования. Здесь он встретил
мою прабабушку, с которой прожили вместе 60 лет.
Мне
очень повезло! Мой прадедушка до сих пор жив, ему 93 года. Я очень горжусь
своим прадедушкой!
Читают дети:
Мы
благодарны вам за то, что отстояли
Вы
Отчизну, дорогой ценой,
Чтоб
улыбки у детей сияли
Вы
на смерть шли, жертвуя собой.
С
днем Победы ветеранов
Дружно
поздравляем,
Счастья,
крепкого здоровья
Всем
им пожелаем!
Прадедушка Эвелины –
Ветчинкин Николай Филиппович сегодня у
нас в гостях. Уважаемый Николай Филиппович. Мы хотим Вам сказать огромное
спасибо за то, что мы живем под мирным небом и не знаем, что такое война! От
всей души поздравляем Вас с Днём победы и желаем Вам крепкого здоровья!!! (Хором спасибо) (вручаем цветы, коробку
конфет)
Ведущая: наши
люди, живущие по всей территории России, многие ещё в детстве испытавшие все
тяготы войны должны запомнить одно – нам войны не нужны.
Наши правители должны знать о своём
долге, об обязанности охранять жизнь на планете.
/Звучит песня «Пусть всегда будет солнце», выбегают дети на сцену с
шарами и маркерами. Присаживаются, рисуют,
пишут на шарах/
/Выбегает девочка с мелком перед сценой и рисует солнце, голубя, пишет мир, мама…/
/Другой ребёнок на этом фоне читает стихотворение/
Не в граните вечном и не в смальте
Этот детский штрих из-под руки
Девочка рисует на асфальте,
Пляшут разноцветные мелки.
За своей привычною работой
Позабыла обо всём она
И не замечает пешеходов
Так сейчас она увлечена.
Нет в её рисунке краски чёрной
Солнце в ярком золоте встаёт
Мир её ничем не омрачённый
Светится, играет и поёт.
Всё мелок послушный нацарапал
Вдруг не так, что, взрослые поймут, /дети показывают все свои рисунки/
/Девочка, которая рисовала, произносит слова/
- Это солнце.
- Это мама с папой.
- Это я с подружкою вдвоём.
Ведущая:
На планете, гневом опалённой
Злу и тёмным силам вопреки.
Мир встаёт огромный и зелёный
Пляшут разноцветные мелки.
Девочка: Я
дарю Вам целый мир - /берёт глобус,
ставит на рисунок/
Эту планету.
Я дарю Вам голубя – символ мира /берёт голубя, ставит на рисунок/
Ведущая: /берёт голубя/ Ребята, давайте отправим
голубя – мира всем детям планеты. Напишите на шариках свои желания, и пусть
голубь разнесёт их по всем краям. /Привязывают
к голубку шары и в окно отправляют под музыку «Расскажите птицы». /Дети
возвращаются на сцену, читают стихи/
1. Люди – взрослые и дети
Все мечтают об одном,
Чтобы мир был на планете
Словно солнце за окном.
2. Так давайте вместе
Все дети Земли
Дружно руки поднимем
Мы – против войны.
3. Чтобы космос был чистым
И к детям планет
Мы бы в гости летали
В каютах ракет,
Чтоб цветы и улыбки
Земные везли,
А не страшные бомбы
И тучи войны.
4. Чтобы солнце светило
Для всех на Земле
И поэтому – нет
Говорим мы войне.
Ведущая /берёт глобус/
«Вот наша голубая планета»
Реками – перевязанная,
Лесами – перепоясанная,
Облаками от зноя укрытая,
Туманами перевитая,
Морями омытая,
Росою облепленная с утра,
Одинокая во Вселенной
Отчизна людей – Земля.
Она добрая и щедрая к нам,
Не требуя ничего взамен – дарит нам
красоту свою.
Я отдаю её в Ваши руки. /Передает
детям глобус/
С уверенностью, что Вы сохраните её. /Вновь
звучит музыка «Как прекрасен этот мир, а дети в это время бережно уносят Землю
из зала/.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.11.2019
Дата обновления: 23.03.2020
Дата публикации: 27.11.2019