23.03.2019
Профилактика
деструктивного поведения
В течение заключительных недель года нервное
напряжение и стресс старшеклассников возрастает в разы, что может быть причиной
нервных срывов подростков, поэтому психолого-педагогическая служба проводит
профилактику деструктивного и антивитального поведения.
Подростковый возраст - один из самых сложных и
насыщенных периодов созревания. В этом возрасте ребенку часто кажется, что его
не понимают, не обращают внимания на его мысли и чувства, обесценивают его
эмоции. В качестве средств достижения какой-либо цели, психологической разрядки
или способа удовлетворения потребностей в самореализации в поведении подростка
могут появиться деструктивные действия, представляющие угрозу не только для
жизни окружающих, но и для собственной жизни. Профилактика антивитального и
деструктивного поведения направлена на то, чтобы выяснить причины такого
поведения, попытаться понять подростков, рассказать о влиянии на поведение
подростка другими людьми, мнимых авторитетов, а также проинформировать, куда и
к кому можно обратиться в кризисной ситуации.
Что могут сделать родители, чтобы предотвратить
проявления деструктивного и антивитального поведения?
1.
Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться
с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от
родителей.
2.
Расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни,
уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.
3.
Не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то
сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела,
задавайте вопросы.
4.
Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен
и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут
спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть,
агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной
формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим,
не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок
продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и
вас, и его. Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только
формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо
текущий момент.
5.
Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь?
В чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы
очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни
ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться
собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных
всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно,
а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он
все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где
информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.
6.
Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении
успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные
трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным
в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит
к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.
Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка.
Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать
проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь,
внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста
формы их проявления.
7.
Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка.
Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на
волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не
должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что
подросток еще не умеет с ней обходиться, и что свобода может им пониматься как
вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже
можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и
руководстве.
© Ссылка на источник: https://sch2103uz.mskobr.ru/info_add/psihologo-pedagogicheskaya_sluzhba/novosti/profilaktika_destruktivnogo_povedeniya/
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.03.2019
Дата обновления: 23.03.2019
Дата публикации: 23.03.2019