1
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ…………………………………………………………………………… 3
1.1. Пояснительная записка ………………………………………….… 4
1.2. Цель и задачи программы ……………………………………….… 6
1.3. Учебно-тематический план и содержание программы ………….. 6
1.4. Планируемые результаты ……………………...……………..…… 11
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график ……………………………………
12
2.2. Условия реализации программы ………………………………….
12
2.3. Формы контроля/аттестации …………………………..………….. 14
2.4. Оценочные материалы …………………………………………….. 15
2.5. Методические материалы ………………………………………….. 16
2.6. Список литературы ………………………………………………… 17
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………...
18
• Приложение 1. Мониторинг образовательных результатов
учащихся…………………………………………………..…………… 19
• Приложение 2. Контрольно-оценочные материалы………………..... 20
• Приложение 3. Глоссарий…….………………………………………. 24
2
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа юного ди-джея» социально-гуманитарной направленности реализуется в рамках муниципального заказа на услуги дополнительного образования.
Нормативно-правовое обоснование. В настоящее время содержание,
роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
•
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
• изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в образовательном процессе с 01.09.2020 г., наименования и определения
финансового обеспечения реализации образовательной программы,
определенные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, с
14.07.2023 г.;
• Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов;
• Концепция развития дополнительного образования детей в РФ (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ДООП»;
•
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 30 июня 2020 г. № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
• Государственная программа РФ «Развитие образования» на 20182025 гг. (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года
№ 1642);
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы);
• Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023
№ 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осу3
•
•
•
•
•
•
•
•
•
ществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
Письмо Министерства Просвещения РФ от 29 сентября 2023 г. №
АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в
системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе
включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека,
значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного
развития страны»;
Постановление Государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 года № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих
общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства Кузбасса от 13 января 2023 г. № 102 «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Кемеровской области - Кузбассе»;
Муниципальное «Положение о разработке, структуре и порядке
утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» (утв. УО 30.04.2023 г.);
Муниципальное «Положение о разработке, структуре и порядке
утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» (утв. УО КГО от 30.04.2021 г.);
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28» Киселёвского городского округа.
4
Актуальность программы. Музыкальная индустрия развивается быстрей
и глобальней. Сегодня деятельность ди-джея приобретает все большую значимость и становится одним из наиболее востребованных и перспективных
направлений. Актуальность данной программы обусловлена возможностью
направления творческих интересов детей в увлекательный мир музыкального
искусства, предоставления музыкального оборудования, повышения интереса к
музыкальному творчеству, развитие творческого потенциала.
Программа социально востребована, т.к. удовлетворяет запросы потребителей на программы социально-гуманитарной направленности. Она отвечает
желаниям родителей города Киселёвска видеть своего талантливого ребенка на
сцене. Кроме того, полученные знания и навыки, предлагаемые программой,
становятся инструментом для саморазвития личности, формирования познавательного интереса обучающихся к сфере IT и музыки.
Отличительные особенности программы. Данная Программа является
модифицированной, разработана на основе программ:
а) «Школа DJ» Суховицкого Владимира Андреевича, педагога дополнительного образования ГБПОУ «Воробьевы горы» (г. Москва, 2018 г.);
б) «Первые шаги в мире создания музыки» Шигапова Ивана Васильевича,
педагога дополнительного образования МБУ ДО ЦРТДЮ (г. Воронеж, 2019 г.).
К отличительным особенностям настоящей программы является использование информационно-коммуникационной технологии. В ходе работы обучающиеся овладевают различными способами интегрирования и осмысления
полученной информации. Программа построена с упором на практику, что
обеспечивает подготовку учащихся, в области правильного выбора и подключения звукового оборудования, и формирует навыки сведения треков различных жанров.
Данная программа является мощным образовательным инструментом,
позволяющим дать обучающимся навыки создания музыкального продукта и
применение его в различных мероприятиях. Одной из особенностей программы
является большое количество практических занятий с музыкальными и световой Sun Light программами.
Интегрированный характер содержания музыки и информационных технологий заключается в том, что они эффективны только при совместном использовании, ведь под информационной технологией мы подразумеваем программы
для создания музыкального контента, а музыка является исходным и конечным
продуктом.
Программа реализуется на стартовом уровне.
Адресат программы: обучающиеся 13 - 17 лет (7 -10 классы).
В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических
познавательных процессов и формирование личности. Наиболее существенные
изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдается в интеллектуальной сфере. В этот
период происходит формирование навыков логического мышления, развивает5
ся логическая память. Активно развиваются творческие способности, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение
в стиле мышления. Следует отметить, что ведущими факторами развития в
этом возрасте становится общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности. По психофизическим особенностям подросткам присуще самостоятельность, стремление к самоутверждению, критическое
мышление, что способствует освоению различных по направленностям дополнительных общеразвивающих программ, в том числе и социальногуманитарной направленности.
Наполняемость групп и особенности набора учащихся. Для обучения
принимаются все желающие, без предварительного отбора. Комплектование
постоянного состава группы осуществляется в свободной форме по желанию
обучающегося на основании письменного заявления родителей (законных
представителей) или самого обучающегося, достигшего 14 лет. Минимальное
количество групп для набора – 6 учебных групп. Количество детей в одной
группе – до 15 человек.
Объем и срок освоения программы. Продолжительность реализации программы – 1 год. Общее количество часов - 108 часов.
Режим занятий, периодичность и продолжительность. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу. Общее количество часов в неделю – 3 часа.
Продолжительность одного учебного занятия – 45 минут (СанПиН 2.4.4.317214). Перерыв между учебными занятиями 10 минут. При проведении занятий с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий продолжительность одного учебного занятия составляет не более 30
минут (СанПиН 2.4.4.3172-14, п. 8.8).
В каникулярный период режим занятий изменяется. Занятие проводится 1
раз в неделю. Продолжительность – 35 минут. Могут быть использованы дистанционные технологии обучения.
Форма обучения – очная. Программа может быть реализована с использованием дистанционных образовательных технологий.
Особенности организации образовательного процесса. Данная программа реализуется на базе МБОУ «СОШ № 28».
Занятия проводятся по группам. Состав группы постоянный. Расписание
занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся по представлению педагога с учетом пожеланий обучающихся.
Особенностью организации образовательного процесса является использование нового современного оборудования для занятий.
Рационально применять формы работы: индивидуальную, индивидуальногрупповую, групповую. Форму организации учебного занятия: беседа, викторина, квест-игра, защита проектов.
6
Одной из важных особенностей образовательного процесса является интеграция воспитательных и образовательных компонентов. Занятия разрабатываются и реализуются с целью развития межпредметных связей, воспитания и
формирования разносторонне развитой личности, владеющей знаниями социально-гуманитарного направления в рамках программы.
Возможность проведения занятий с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий обеспечивает освоение обучающимися образовательной программы в полном объеме независимо от их места
нахождения (при необходимости). При проведении занятий с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются официальный сайт МБОУ «СОШ №28» платформы для дистанционного
онлайн обучения, социальные сети, мессенджеры.
Педагогическая целесообразность. Данная программа способствует
личностному развитию обучающихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к музыкальному творчеству, становлению
эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения,
жизненного оптимизма.
Программа составлена таким образом, что обучающиеся в конечном итоге
смогут овладеть комплексом знаний по составлению и использованию музыкального контента с помощью IT- технологий. Полученные знания помогут в
дальнейшем творческом развитии и профессиональном самоопределении.
В процессе работы с музыкальными программами обучающиеся получат
новые знания из области музыки и IT-сферы, такой интегрированный подход в
конечном итоге, повышает мотивацию школьников к изучению наук с помощью современных технологий.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование у обучающихся устойчивого интереса к музыкальному творчеству.
Задачи программы:
Личностные:
− формировать бережное отношение обучающихся к результатам своего
труда и труда других, бережного отношения к предметам, личным вещам,
школьному имуществу;
− расширять кругозор обучающихся в области IT- технологий;
− воспитать у обучающихся инициативность, исполнительскую дисциплину, ответственность;
− воспитывать у обучающихся потребность в саморазвитии и самосовершенствовании;
− воспитывать у обучающихся уважение к интеллектуальному труду.
Метапредметные:
− развивать у обучающихся логическое, аналитическое мышление;
7
− развить музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память обуча-
ющихся;
развивать восприимчивость, способность сопереживать, творческое воображение обучающихся;
− развивать у обучающихся память, внимание, логическое, пространственное и аналитическое мышление.
− прививать обучающимся уважительное отношение к старшим, родителям, сверстникам, младшим, формирование дружеского отношения внутри детского коллектива;
− формировать музыкально-эстетический вкус обучающихся.
Предметные (образовательные):
− познакомить обучающихся с современной электронной музыкой;
− расширить знания обучающихся о музыкальном искусстве, о различных
жанрах и стилевом многообразии музыки, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
− познакомить обучающихся с элементами музыкальной грамоты;
− познакомить обучающихся с музыкальной аппаратурой, программой FL
Studio 8.
1.3.
Учебно-тематический план и содержание программы
Учебно-тематический план
№
Название разделов и тем
Количество часов
п/п
всего теория практика
Введение в программу «Школа
2
1
1
ди-джея»
Раздел 1. Общие понятия ди- 10
3
7
джеинга.
1.1. Микшерные пульты.
4
1
3
1.2. Подключение и использова3
1
2
ние наушников.
1.3. Наушники, их функции и
3
1
2
разновидности.
Раздел 2. Звуковые форматы.
10
2
8
2.1. Работа
с
эквалайзером
3
1
2
«High, Mid, Low».
2.2. Исправление дефектов зву7
1
6
ка.
Раздел 3. Коммутация оборудо32
15
20
вания.
3.1. Состав и построение компо3
1
2
зиции.
3.2. Основы сведения клубных
4
2
2
Формы
контроля
Анкетирование
Тестирование
Викторина
«Звуковой
мир»
Мини - концерт «Планета
музыки».
8
версий треков.
3.3. Дополнительные функции
CD проигрывателей.
3.4. Основные стили и направления электронной музыки.
3.5. Работа со встроенными эффектами микшерных пультов.
3.6. Нежелательные эффекты и
виды сведения.
3.7. Подключение и использование микрофона.
Раздел 4. «Стили и направления
современной клубной музыки».
4.1. DJ оборудование.
4.2. Коммутация и подключение
оборудования.
4.3 Советы по составлению
райдера.
4.4 Работа со звуковым редактором.
4.5 Запись, редактирование
миксов.
4.6 Подключение и настройка
акустики.
4.7 Стойки звукоусиления.
4.8 Подключение и настройка
световых приборов.
Итоговое занятие «Я - диджей»
6
3
5
4
1
3
5
3
2
3
1
2
5
1
4
51
8
43
11
6
1
1
10
5
3
1
2
6
1
5
6
1
5
3
1
2
6
1
5
8
1
7
2
ИТОГО: 108
29
2
Конкурс «Музыкальная
планета»
Презентация
трека
79
9
Содержание программы
Введение в программу «Школа ди-джея» (2 часа).
Теория. Цели и задачи программы. Краткое введение в курс. Инструктаж по
технике безопасности. Правила поведения в учреждении. ПДД. Режим занятий.
Практика. Игры на знакомство: «Как твоё имя?», «Угадай кто», «Передай
улыбку». Игры «Найди звук», «Придумай», «Что было дальше?», «Сосчитай
гаммы», «Продолжи», «Найди одинаковые».
Форма контроля. Анкетирование.
Раздел 1. Общие понятия диджеинга (10 часов).
1.1 Микшерные пульты (4 ч.)
Теория. Виды микшерных пультов. Специфика их работы. Устройство
пультов. Каналы.
Практика: Упражнения «Звук», «Студия звукозаписи», «Артисты». Игра
«Школа диджея».
1.2. Подключение и использование наушников (3 ч.)
Теория: Наушники. Характеристики наушников. Их использование. Работа в программах «Fader, crossfader», «EQ – gain». Звуконосители.
Практика: Упражнения «Музыкальный мир», «Угадай», «Настройка
звука». Тренинг «В мире музыки», Игра «Музыкальная копилка», игра «Мои
клипы».
1.3. Наушники, их функции и разновидности (3 ч.)
Теория. Наушники для диджеинга. Качество звука. Их конструкция, удобство, эргономичность и безопасность. Модели наушников. Комфорт. Адаптивностью конструкции, долговечность.
Практика. Подключение и настройка наушников. Упражнения «Я диджей», «Звуковое поле», «Планета музыки».
Форма контроля. Тестирование.
Раздел 2. Звуковые форматы. (10 часов).
2.1. Работа с эквалайзером «High, Mid, Low» (3 ч.)
Теория. Эквалайзер. Эквалайзер высоких частот (HIGH). Уровень высоких частот. Регулятор звука. Эквалайзер средних частот (MID). Уровень звук.
Частота звука. Эквалайзер низких частот (LOW). Аудио - визуальная наглядность.
Практика. Выполнения упражнений на развития динамического слуха,
звук высотного слуха, ладового восприятия, тембрового слуха. Работа с карточками «Длительность звука», упражнение «Паузы».
2.2. Исправление дефектов звука. (7 ч.)
Теория. Аудиоклипы. Звуковые дорожки. Клиппинг. Громкость. Уровень звука. Входной уровень звука. Корректировка и искажение звука.
Исправление дефектов звука. Состав и построение композиции «Доли, такты,
квадраты, переходы». Обработка звука. Эквализация и микширование звука.
Практика. Упражнение «Звук», «Создатель клипов», «Аудиодорожки».
Игровые тренинги: «Музыкальный марафон», «Звуковые дорожки». Творче10
ская работа «Мир композиции».
Форма контроля. Викторина.
Раздел 3. Коммутация оборудования (32 ч.)
3.1. Состав и построение композиции (3ч.)
Теория. Типовая композиция в популярной и электронной музыке. Структура песни. Смысловая нагрузка частей и разбор примеров.
Практика. Упражнение «Куплеты, припевы, переходы». Подбор музыкальных композиций. Тренинг «Дискотека».
3.2. Основы сведения клубных версий треков (4 ч.)
Теория. Треки. Особенности сведения композиции. Разновидности треков. Синхронизация композиций. Скорость трека. Сведение клубных версий
треков.
Практика. Упражнения «Мои треки», «Плэйлисты», «Создай композицию». Тренинг «Музыкальная палитра».
3.3. Дополнительные функции CD проигрывателей (6 ч).
Теория. CD-проигрыватель. Hi-Fi-системы. Обзор различных видов проигрывателей. Способность проигрывателей. Параметры, звук, Аудио - визуальная
наглядность. Портативные цифровые плееры. Функции mp-3 плееров. Обзор
различных моделей DJ оборудования. Их отличия и специфика работы. Коммутация и подключение оборудования.
Практика. Упражнения «В мире звуков», «Треки», «Дискотека». Тренинг
«Вечеринка».
3.4. Основные стили и направления электронной музыки (4 ч.)
Теория. Основные стили электронной музыки. Синтезаторы. Сэмплеры.
Драм машины. Секвенсоры. Компьютерные программы (FL Studio, Cubase,
Ableton Live, Logic и др.) для создания электронной музыки. Электронные технологии создания музыки.
Практика. Использование MP3 проигрывателя. Упражнения «Технологии
создания музыки», «Электронная музыка». Тренинг «Музыкальная планета».
3.5. Работа со встроенными эффектами микшерных пультов. (5 ч.)
Теория. Микшер и работа с ним. Звуковой микшер. Регуляторов, кнопок и
разъемов. Практическое знакомство с эффектами микшерных пультов.
Практика. Игра «Погоня за музыкальным идеалом». Упражнения «Музыкальный микс», «Треки», «Моё музыкальное творчество».
3.6. Нежелательные эффекты и виды сведения. (3 ч.)
Теория. Этапы и особенности создания звукозаписи. Технический процесс
соединения различных треков в единое целое. Использование «Cross Faider».
Практика. Упражнения «Аудио - визуальная наглядность», «Творческая
деятельность», «Сведения треков».
3.7. Подключение и использование микрофона. (5 ч.)
Теория. Микрофон. Использования микрофона. Типы подключения. Помехи. Устранение помех.
Практика. Подключение микрофона к микшерной консоли. Соединение
микрофона или микрофонной базы с микшером. Работа с микрофоном.
Форма контроля. Мини-концерт «Планета музыки».
11
Раздел 4. Стили и направления современной клубной музыки (51 ч.)
4.1. DJ оборудования (11 ч.)
Теория. Модели оборудования. Виды оборудования. Совместимость с
большинством дополнительного оборудования. Каталогизаторы музыки.
Управление музыкальной коллекцией и библиотекой песен. Аудиофайлы с помощью программ каталогизаторов.
Практика. Упражнения: «Я-диджей», «Творчество без границ», «Музыкальные треки». Подбор музыкального материала. Презентация музыкального
творчества.
4.2. Коммутация и подключение оборудования (6ч.)
Теория. Оборудование. Виды музыкального оборудования. Коммутации.
Практика. Способы подключения оборудования. Ошибки при подключении. Упражнения «Подключи», «Я диджей». Игра «Мир музыки».
4.3. Советы по составлению райдера (3 ч.)
Теория. Райдер. Способы составления райдера. Для чего нужен райдер.
Пресс-релиз. Примеры райдеров и пресс - релизов.
Практика. Составление личного райдера и пресс-релиза. Упражнения:
«Хит-парад», «Райдер артиста», «Музыкальный пресс-релиз».
4.4. Работа со звуковым редактором (6 ч.)
Теория. Звуковые редакторы. Редактирование аудио – файлов. Обработка
музыки и любых других аудиофайлов. Аудио - визуальная наглядность. Контроллер.
Практика. Работа со звуковым контроллером. Упражнения: «Музыкальные файлы», «Мой плэй лист», «Составь музыкальный список».
4.5. Запись, редактирование миксов (6 ч.)
Теория. Мастеринг. Виды. Миксы. Способы создания миксов. Запись собственного микса.
Практика. Проигрывание собственного микса. Упражнения «Мои миксы»,
«Создай трек», «Мои любимые треки», «Миксы и треки для праздника».
4.6. Подключение и настройка акустики (3 ч.)
Теория. Принцип и схемы подключения акустических систем - активных,
пассивных, трансляционных и т.п.
Практика. Составить схему подключения. Упражнения «Акустика»,
«Подключи».
4.7. Стойки звукоусиления (6 ч.)
Теория. Стойки и подставки под проигрыватель. Назначение стойки. Как
усилить звук. Проигрыватель звука. Работа над звуком. Настройка микшерного
пульта и подготовка его к работе.
Практика. Игра «Музыкальная планета». Упражнения «Школа диджея»,
«Покажи», «Звук», «Пульты».
4.8. Подключение и настройка световых приборов (8 ч.)
Теория. Подключение и настройка световых приборов. Стратегия освещения. Как подключить световые приборы DMX512, как настроить световой
пульт. Как работать со световым пультом. Что нужно знать в первую очередь о
протоколе DMX.
12
Практика. Техника безопасности обращения с электричеством. Упражнения «Электрик», «Подключение». Настройка и работа с программой
MP3Gain. Упражнения «Музыка», «Треки для друзей», «Музыкальное творчество». Презентация собственных треков, миксов, фонограмм. Подведение итогов учебного года.
Форма контроля. Конкурс «Музыкальная планета».
Итоговое занятие «Я - диджей» (2 часа)
Практика. Презентация трека.
Форма контроля. Презентация трека.
1.4 Планируемые результаты
По окончании обучения обучающиеся имеют следующие результаты.
Предметные результаты:
знают:
- виды музыкальных направлений;
- жанровое разнообразие и специфику образного языка;
- стили и направления в музыке;
- выдающихся представителей в мире современной музыки своей страны и
мира, их произведения;
- устройство современной музыкальной аппаратуры;
- приемы переработки реальных форм;
- этапность сознания музыкальных композиций;
- разнообразные техники и возможности их сочетания.
умеют:
- работать в программе Serato DJ Pro;
- скретчить и добавлять эффекты в свои миксы;
-находить и пользоваться поисковым материалом для создания собственных музыкальных композиций;
- анализировать произведения мастеров, композицию пластическое и образное содержание произведения;
- создавать проекты-импровизации;
- создавать выразительные статические и динамические композиции;
-использовать разнообразные техники при создании собственных музыкальных композиций;
- использовать разнообразные музыкальных композиций, их сочетания.
- эстетически воспринимать окружающий мир.
владеют:
− технологией использования разнообразных музыкальных композиций;
− технологией создания музыкального трека;
− навыками коммуникативного общения.
В результате обучения по программе обучающиеся приобретут
13
- личностные качества:
- ответственное отношение и интерес к музыкальному творчеству;
- умение работать в коллективе, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к участникам мероприятий;
- потребность в самоорганизации: трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность;
- метапредметные компетенции:
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами и условиями её реализации;
- умения разбираться в истории и теории диджеинга;
- умение подбирать оборудование для работы;
- умение находить новую музыку, составлять плейлисты и миксы, вводить
треки в разных стилях.
- позиционировать и продвигать себя на музыкальном рынке;
- выступать перед публикой.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1
Объем
учебных
часов
108
Всего
учебных
недель
36
Режим
работы
3 раза в
неделю
по 1 часу.
Кол-во Даты начала и
учебокончания
ных
учебных периодней
дов/ этапов
108
1 сентября - 31
мая
Продолжительность
каникул
27 декабря
- 10 января
2.2. Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы. В рамках программы используются следующие методы и приёмы обучения:
• объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация),
• репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности
(форма: создание музыкальных проектов, беседа, упражнения по аналогу),
• практический метод - приёмы: практическая работа, самостоятельная
работа,
14
проектная работа - разработка музыкального проекта и его презентация
и защита.
Кроме традиционных методов используются приемы дифференцированного обучения, обеспечивающие обучение каждого обучающегося на уровне его
возможностей и способностей.
Согласно
плану
воспитательной
работы
школы
(https://28kiselevsk.kuzbasschool.ru/?section_id=504) в рамках программы используются следующие направления воспитательной работы:
• духовно-нравственное воспитание;
• формирование научного мировоззрения.
На занятиях используются следующие образовательные технологии: технология критического мышления и здоровьесберегающие технологии.
Формы организации деятельности учащихся на занятии: групповые,
фронтальные, индивидуальные, самостоятельные.
Рационально применять формы работы: индивидуальную, индивидуальногрупповую, групповую. Форму организации учебного занятия: беседа, викторина, квест-игра, защита проектов.
Основная форма проведения занятий – традиционная. Также используются
иные формы организации учебного занятия: беседа, практическая работа, презентация готовых работ.
Комбинированные занятия, состоящие из теоретической и практической
частей, являются основной формой реализации данной Программы. Большее
количество времени уделяется выработке практических навыков.
Алгоритм занятия.
I. Организационный этап Приветствие учащихся. Обсуждение темы, цели
и задач занятия. Решение организационных вопросов.
II. Основной этап. Теоретическая часть. Объяснения нового материала.
Тематическая беседа. Практическая часть. Закрепление и обобщение нового
материала (обсуждение и закрепление изученного материала с помощью выполнения заданий на закрепление полученных знаний, умений и навыков).
III. Заключительный этап. Саморефлексия обучающихся. Подведение итогов занятия.
Учебное занятие выстраивается с учетом основных принципов педагогики:
от постановки задачи до достижения результата, вовлечение в процесс всех учащихся, смена типа и ритма работы, систематичность и последовательность, индивидуальный поход к каждому учащемуся. Учащиеся взаимодействуют с музыкальным материалом, учатся создавать музыкальные композиции, устанавливают музыкальное оборудование.
В работе создаётся интерактивная образовательная среда, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов,
накоплением совместного знания и опыта, возможностью взаимной оценки и
контроля.
•
15
Материально-техническое обеспечение.
Занятия по программе проводятся в актовом зале МБОУ «СОШ №28». Имеется доступ к Интернет сети и оснащён следующим оборудованием:
Средство обучения
Количество единиц на группу
1
1
1
1
2
1
1
1
30
1
ТСО (комплект мультимедийного оборудования):
монитор (или LED-панель, LED-экран) до 8
принтер
персональный компьютер
аккустическая система(колонки)
ноутбук
фотоаппарат
учебный кабинет
типовая мебель - по числу учащихся
комната гигиены
аптечка с медикаментами для оказания первой меди1
цинской помощи
микшерный пульт
1
микрофоны
5
флэш-накопитель (USB)
1
усилитель низкой частоты
1
звуковые колонки
2
коммутационные провода
1
раздаточный материал
10
бумага А4 альбомная 50 лист
1
инвентарь для рисования: альбом, простой карандаш,
15
ластик, цветные карандаши, фломастеры, краски
канцелярские
принадлежности:
ручки
гелие15
вые/шариковые, простой карандаш, линейка, ластик
Интенсивность использования средств обучения соответствует реализации
образовательной программы согласно календарного учебного графика по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Информационное обеспечение.
Программное обеспечение: операционная система Windows, «Мой Офис
Стандарт», интернет-соединение, браузер Google Chrome.
Кадровое обеспечение.
Кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется педагогом дополнительного образования, что закрепляется Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых ((Приказ Минтруда России
от 05.05.2018 № 298н).
16
2.3. Формы контроля/аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: педагогическое наблюдение, беседа, опрос, тест, викторина и др.
Формы аттестации обучающихся и предъявления, демонстрации образовательных результатов: презентация трека, участие в конкурсах творческой направленности.
Реализация программы «Школа юного ди-джея» предусматривает вводный, тематический и итоговый контроль знаний и умений обучающихся.
Вводный контроль осуществляется в форме тестирования.
Тематический контроль – проводится по окончании изучения каждого
раздела в различных формах (викторина, опрос, беседа и др.)
Итоговый контроль – осуществляется в конце обучения в виде презентации трека. Формы предъявления, демонстрации образовательных результатов и аттестации учащихся. Подведение итогов реализации программы и
аттестация учащихся проводится в форме выставки творческих работ.
2.4.Оценочные материалы
Этапы диагностики
Форма диагностики /аттестации
/контроля
Вводный
Анкетирование
Тематический
Тестирование
Викторина «Звуковой мир»
Мини – конкурс «Музыкальная планета»
Итоговый
Презентация трека
Формы и методы оценивания результатов: педагогическое наблюдение,
создание ситуаций проявления качеств, умений, навыков, устный анализ творческих заданий и самостоятельных работ, беседа.
Формы фиксации результатов: протокол.
Форма оценки: уровень (оптимальный, хороший, допустимый).
2.5 Методические материалы
• Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий;
• Диагностические карты способностей учащихся;
• Методические рекомендации по созданию музыкальных композиций;
• Сценарии музыкальных программ;
• Сценарий и план проведения мероприятий;
• Видеопрезентаций по темам, представленным в Учебном плане программы.
17
Наглядные пособия:
• Видеофильмы и ролики по профессиональной аппаратуре.;
• Раздаточный материал (микрофоны, наушники, флешки и т.д);
• Информационный материал и фотографии, используемые для занятий.
2.5.
Список литература
Для педагога:
Основная литература:
1. Акуличев М.В., Ведущий мероприятий: учебник. - Москва: Дашков и
К°, 2019. - 95 с.
2. Ахмадулина Е.В. Основы музыкальной деятельности: учебное пособие.
Москва: МарТ, 2019. - 320 с.
3. Вершинина, О.А., Воронин Е. Н. Групповые занятия и тренинги со
старшеклассниками: развитие внимания, воображения, логического мышления.
- Волгоград: Учитель, 2020. 194 с.
4. Волкодонский О.Б. Творческие мероприятия: методическая копилка
преподавателя. - Ростов -на-Дону: Феникс, 2019. - 320 с.
5. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. - Люберцы: Юрайт, 2019. 479 c.
6. Гамова Г. И. Праздники и мероприятия: вчера, сегодня, завтра. Москва: Аспект - Пресс, 2020. 288 с.
7. Крюков А. М. Основы ди-джеинга. - Самара: Феникс, 2020. - 290 с.
8. КравчукА.И., Кравец А. Ю. Как стать ди - джеем. - Москва: Риор, 2019.
- 112 c.
9. Кудряшов Д., Козлов Е. Праздники, игры, досуг для детей и подростков. - Москва: АСТ, 2019. - 167 с.
10. Лазурина, Г.В. Основы творческой деятельности подростка. - Воронеж:
Проспект, 2019. - 315 с.
11. Митронин А. Большая книга музыкальных произведений. - Москва:
АСТ, 2019. - 205с.
12. Олешков, В.Ф. Игра, как творчество. - Новосибирск: Проспект, 2020. 189 с.
13. Прохоровчук А.А. Самоучитель помузыке. – Санкт-Петербург: Наука и
техника, 2019. - 208 с.
14. Смольницкая В. И. Секреты хорошего ди - джея . Москва: ИнфраИнженерия, 2019. - 269с.
15. Медведева В. С., Школа диджея. - Москва: Наука, 2020. – 416 с.
16. Сенкина Я. К. Кем я стану, когда вырасту? Выбери профессию звукооператора. - Москва: Клевер, 2020. – С. 16-24.
17. Фрэнк Броутон История диджеев, Ультра. Культура Серия: Masscult,
2019. - 321с.
Дополнительная литература:
1. Донован Т. Играй! История электронной музыки. - Москва: Белое яблоко,
18
2020. - 648 с.
2. Прахов А. А. Самоучитель по созданию треков. – Санкт - Петербург:
ПРОГРЕС, 2020. - 400 с.
3. Торн А. Искусство создания треков и миксов. - Москва: АСТ-Пресс, 2019.
- 360 с.
Для учащихся:
1. Гольденцвайг Г. Клуб, которого не было Издательство: Захаров, - 2019.
2. Строганов А. Монетизация и продвижение диджеев и музпроектов. - Red
Nuts, 2017. – 143 с.
3. Фил Джексон. Клубная культура. – Уфа: У-Фактория, 2019. – 182 с.
4. Хаас А. Корпорация счастья. История российского рейва. Самара: Амфора, 2019. – 211 с.
5. Хаас А. Супердиджеи. Триумф, крайность и пустота. – Северск: Белое
яблоко, 2020.
19
Приложение 1
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧАЩИХСЯ
ВВОДНЫЙ КОНТРОЛЬ
Цель: оценка исходного (начального) уровня творческих знаний и умений
учащихся перед началом образовательного процесса по программе.
Форма проведения: анкетирование.
Содержание: обучающиеся индивидуально проходят онлайн тестирование.
Форма оценки: уровень (оптимальный, хороший, допустимый).
Критерии оценки:
Оптимальный уровень - (100-80%)
Хороший уровень - (79-50%)
Допустимый уровень - (менее 50%)
Ход
Пройти по ссылке и ответить на вопросы, выполнить задания.
https://bit.ua/2019/03/test-kakovy-tvoi-shansy-stat-didzheem/
20
Приложение 2
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Цель: оценка промежуточного усвоения знаний по программе.
Форма проведения: Викторина «Звуковой мир»
Содержание: учащиеся индивидуально проходят онлайн тестирование.
Форма оценки: уровень (оптимальный, хороший, допустимый).
Критерии оценки:
Оптимальный уровень - (100-80%)
Хороший уровень - (79-50%)
Допустимый уровень - (менее 50%)
Ход
Пройти по ссылке и принять участие в викторине.
http://tic-tomsk.ru/новости/онлайн-викторина-по-диджеингу/
Ролевая игра «Я - диджей»
Цель: оценка промежуточного усвоения знаний по программе.
Форма проведения: проект
Содержание: учащиеся выполняют творческие задания.
Форма оценки: уровень (оптимальный, хороший, допустимый).
Критерии оценки:
Оптимальный уровень – 21-25 баллов.
Хороший уровень – 15-20 баллов.
Допустимый уровень - 7-5 баллов.
Критерии оценивания ди-джей проектов в ролевой игре.
➢ Качество микширования
➢ Техника сведения
➢ Работа с эффектами
➢ Техника вставки музыкальных фрагментов и семплов
➢ Наличие индивидуального стиля
➢ Подбор материала (музыкальная концепция, сочетание стилей, направленности и звучания музыкальных композиций, соответствие техники
сведения выбранному стилю и направлению музыки)
➢ Оригинальность
Критерии
1 балл
2 балла
3 балла
Качество мик- 11 треков
22 трека
33 трека
ширования
Техника сведе- scratch;
beatjuggling;
drumming;
ния
mixing.
Работа с эффек- Последний
бит «Одни высокие» Добавление
тами
перед взрывом
и «одни басы»
высоких.
21
Техника вставки Оборудование: вимузыкальных
ниловые проигрыфрагментов
и ватели и микшера
семплов
Оборудование:
виниловые
проигрыватели и
микшера,
использование
любых
дополнительных
устройств,
контроллеров
Оборудование:
виниловые
проигрыватели
и
микшера,
использование
любых
дополнительных
устройств,
контроллеров,
цифровых DVS и т
Наличие инди- Контакт со зрите- Использование
Эмоциональное,
видуального
лем.
реквизита.
энергичное
и
стиля
Артистизм
- Соответствие
свободное
умение
перево- движений эсте- танцевание
площаться в вы- тическим норбранный
образ, мам, манеры.
мимика.
Макияж,
приКостюм.
ческа.
Самопрезентация (самовыражение) - ощущение
себя
включенным в
танец .
Подбор матери- тэг для хип-хопа тэг для регги и тэг для всей танцеала
любого подвида
смежных жанров вальной музыки
Оригинльность новизна,
ремиксы,
мэш-апы;
популярность
обработки
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Цель: выявление уровня освоения программы.
Форма проведения: Презентация трека
Содержание: учащиеся индивидуально и в команде выполняют задания.
Форма оценки: уровень (оптимальный, хороший, допустимый).
Критерии оценки:
•
Оптимальный уровень (100-80%) - работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей, выполняет практические задания с элементами творчества. Отлично знает культуру и организацию диджеинга, алгоритм создания
музыкальных композиций и треков, владеет правилами создания музыкального
продукта. Отлично обращается с аппаратурой. Ответственно и добросовестно
относиться к начатому делу, проявляет инициативность, творческую индивидуальность, фантазию. Умеет организовывать практическую деятельность и осуществлять сотрудничество с воспитанниками разных возрастов, педагогами,
родителями;
22
Хороший уровень (79-50%) – Выполняет задания с небольшими замечаниями,
хорошо знает культуру и организацию диджеинга, алгоритм создания музыкальных композиций и треков, владеет основами создания музыкальных продуктов. Умеет работать с аппаратурой. Доводит начатое дело до конца, не всегда проявляет инициативность, творческую индивидуальность, фантазию. Не
всегда может организовывать практическую деятельность и осуществлять сотрудничество с воспитанниками разных возрастов, педагогами, родителями;
Допустимый уровень (менее 50%) - испытывает серьёзные затруднения при
создании музыкального продукта. Не умеет работать с аппаратурой, культуру и
организацию досуговой деятельности, не владеет алгоритмом создания музыкальных треков. Не доводит начатое дело до конца, не проявляет инициативность, творческую индивидуальность, фантазию. Не может организовывать
практическую деятельность и осуществлять сотрудничество с воспитанниками
разных возрастов, педагогами, родителями.
Ход
1. Создание проекта.
2. Презентация проекта «Мои треки».
3. Самоанализ задания.
23
Приложение 3
ГЛОССАРИЙ
ит — такт в музыке, употребляется в выражении англ. BPM — beat per minute,
bpm — ударов в минуту. Чем больше значение, тем выше темп музыки. Простым языком. Если в музыке есть тумц- тумц- тцмц- тумц, то бит это один
тумц. Т.е удар.
Блин — в виниловом проигрывателе — круглая вращающаяся платформа,
на которую кладется пластинка.
Бас бочка — Большой барабан в секции ударных. Именно бочка отвечает
за характерную «туцу» в танцевальной музыке. Анатомия звука «туц»: «ту» —
это бочка, «ц» — тарелки.
Слабая доля — Как правило в этом месте располагается тарелка «Ц» это то что
между двумя бочками. при условии что мы рассматриваем обычный квадрат
(см ниже).
Брейк — Часть композиции, в которой бочка временно исчезает. Как правило,
брейк предшествует главной или частной кульминации трека, его «взрыву».
Вертушка — Обычно — проигрыватель пластинок, реже — проигрыватель
CD.
Голова (корпус головки) — На голову винтами крепится картридж с иглой. Голова, в свою очередь, фиксируется на тонарме гайкой фиксации.
Двойка — Объединение двух квадратов, состоящее из 8 тактов, или 32 битов.
Игла — Алмазная игла, которая снимает колебания с дорожки пластинки.
Вставляется в картридж.
Картридж — В виниловом проигрывателе — устройство, которое преобразовывает колебания иглы в дорожке пластинки в электрические импульсы.
Такт — В танцевальной музыке размера 4/4 — группа из четырех ударов бочки, имеющая одну сильную долю (первый бит) и три слабые.
Квадрат — Группа из 4 тактов, состоящая, соответственно, из 16 битов.
Кроссфейдер — Горизонтальный ползунок на микшере, который позволяет
плавно переводить звук между двумя выбранными каналами.
Лейбл — Бренд или торговая марка, под которой выходят релизы. Как правило,
релизы лейбла находятся в рамках одного стиля, а сам лейбл сотрудничает
с определенным сегментом исполнителей и продюсеров.
Микс — Последовательность сведенных треков, записанная на носитель.
В отличие от сета (живого выступления), микс схож, по сути, с альбомом
и изначально создается с целью дальнейшего тиражирования.
Мониторы — Специальные колонки в непосредственной близости от ди-джея,
позволяющие ему слышать («мониторить») звук, идущий на танцпол, без задержек и искажений.
Паровоз, перебитовка — Перестук бочек двух треков, которые звучат не бит
в бит. На слух воспринимается как «бу-бум, бу-бум, бу-бум».
Питч — Регулятор на профессиональном проигрывателе, позволяющий изменять темп воспроизводимого трека. Вместе с изменением темпа естественным
образом меняется и высота тона (pitch); отсюда название.
24
Релиз — Совокупность треков, выпущенная коммерчески. Примеры релизов —
альбом, EP, сингл.
Сведение — Гармонично и естественно звучащее наложение одного трека
на другой. Как правило, имеет место в процессе смены композиций.
Сет — Выступление ди-джея, состоящее из последовательности сведенных
композиций. В отличие от микса, сет чаще всего означает живое выступление.
Сингл — Релиз, содержащий одну композицию и несколько ремиксов на нее.
Танцевальная музыка выпускается в основном в виде синглов.
Скретчинг — Техника турнтаблизма, используемая для извлечения характерных звуков путем возвратно-поступательного перемещения пластинки
на виниловом проигрывателе с одновременным манипулированием кроссфейдером микшера.
Слипмат — Мягкая прокладка из синтетического материала, которая кладется
между блином и пластинкой и предназначена для уменьшения трения между
ними.
Стробоскоп — Служит для контроля скорости вращения блина. Освещая метки
стробоскопии прерывистым светом, стробоскоп создает эффект «застывания»
меток на определенных положениях питча.
Тонарм — В виниловом проигрывателе — полая металлическая трубка,
на которую крепится картридж с иглой с одной стороны и противовес с другой.
Тонарм может быть прямым или изогнутым в форме буквы S.
Трек — Композиция. Также — дорожка на пластинке или CD.
Турнтаблизм — Искусство манипулирования звуком и создания музыки
с использованием проигрывателя пластинок и микшера.
Sample — (Сэмпл, семпл) — кусок аудио-файла.
Loop — (Луп) — циклически повторяющийся фрагмент, например, партии
ударных.
Groove — (Грув) — то же, что и loop. Только обычно под грувом понимают инструментальный аккомпанемент, линию баса и др.
Slider, Fader — (Слайдер, фэйдер) — регулятор, отвечающий за значение какого-либо определенного параметра — например, громкость, баланс и т.п.
MP3 — (MPEG Layer 3) — очень популярный на сегодня аудио формат, жестко
сжимает 16-битные аудио файлы за счет отчистки от звука «лишней» информации, не особо слышимой человеческим ухом.
PLUG-IN — (Плагин, плугин) — Вообще-то это широкое понятие, означающее
что-то, что можно к чему-нибудь присоединить. Так понятие «plugin» можно
встретить в графике. В музыкальном же софте это обычно небольшая программа, служащая для обработки звука. В основном все пользуются DirectX, VST
и Wavelab плагинами, хотя существует еще куча всяких малоизвестных форматов.
EQ — (Эквалайзер) — устройство коррекции частот сигнала. Сравнительно недавно существовали только в железном виде. С развитием компьютерных технологий стали появляться программно реализованные EQ с большим количеством полос и высокой точностью обработки. Эквалайзеры бывают графические и параметрические. Первые очень похожи на встроенные во многие музыкальные центры EQ, только с большим количеством полос. А с помощью пара25
метрических EQ можно настроиться на нужную полоску и отрегулировать
ее уровень.
26